Абу Дауд и ат-Тирмизи. Он побуждает к одобряемому шариатом и удерживает от порицаемого

Он побуждает к одобряемому шариатом
и удерживает от порицаемого

Побуждение людей к одобряемому шариатом и удержание их от порицаемого им является одним из необходимых условий осуществления призыва к Аллаху. Вот почему мусульманин, занятый делом исламского призыва, побуждает других к одобряемому и удерживает их от порицаемого, обращаясь для этого к помощи разума и мудрости и должным образом готовя себя к этому. Когда у него появляется такая возможность, он собственноручно устраняет порицаемое, если только подобные действия не приведут к ухудшению полложения. Если мусульманин не может устранить порицаемое своими руками, тогда он разъясняет, в чём состоит истина, а если он оказывается не в состоянии сделать и этого, то выражает несправедливости порицание своим сердцем. Поступая так, он действует в соответствии с указаниями посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

«Пусть тот из вас, кто увидит нечто порицаемое, изменит это собственноручно, если не сможет, пусть сделает это своим языком, а если не сможет и этого, то — сердцем своим, что станет самым слабым проявлением веры». Муслим.

Побуждая других к одобряемому и удерживая их от порицаемого, мусульманин тем самым подтверждает, что он сердечно относится к ним, ведь религия это и есть проявление искренности и сердечности. Это значит, что побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого необходимо для того, чтобы искренность нашла своё практическое выражение. Что же касается искренности (насыха), о которой идёт речь, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал ей определение.

Сообщается, что однажды он сказал:

«Религия это проявление искренности». Люди спросили: ”По отношению к кому?” Он ответил: «По отношению к Аллаху, и к Книге Его, и к посланнику Его, и к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще». Муслим.

Эта искренность и осознание необходимости побуждать людей к одобряемому и удерживать их от порицаемого и заставляют искреннего мусульманина открыто говорить правду несправедливым. Если же община лишится таких людей, это будет означать, что сама она лишилась блага, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если ты увидишь, что (члены) общины моей боятся сказать несправедливому: ”Ты несправелив!” — это значит, что (благо) покинуло их!» 68 Ахмад.

Указания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, побуждали мусульман смело противостоять всему ложному, внушая смельчакам, что проявление ими героизма в противостоянии несправедливым никак не уменьшит их удела и не сократит отпущенного им срока.

Так, например, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть страх перед людьми ни в коем случае не мешает никому из вас ни говорить правду, если он узнает её, ни напоминать о важном, ибо, поистине, это не приблизит (вашего) срока и не удалит (от вас вашего) удела» 69 Ат-Тирмизи.

Согласно другому сообщению, однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился на минбаре, к нему подошёл какой-то человек и спросил: ”О посланник Аллаха, кто из людей является наилучшим?” Он ответил:

«Лучшим из людей является самый лучше всех знающий Коран наизусть, 70, наиболее благочестивый, тот, кто больше всех побуждает других к одобряемому и удерживает их от порицаемого, и тот, чьи связи с родственниками, являются наиболее крепкими» 71. Ахмад и ат-Табарани.

Для того, чтобы в исламском обществе побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого стали общепринятым правилом, душам искренних мусульман прививалась смелость и отвага, привычка решительно противостоять ложному и оказывать помощь угнетаемым. Наставления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были направлены на усиление этих благородных и присущих героям качеств, заверяя людей в том, что Аллах поможет героям, борющимся за истину, и оставит без Своей поддержки трусов, которые истину замалчивают.

Так, например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь из людей оставит мусульманина без поддержки в таком месте, где его достоинство унижают, а честь оскорбляют, Аллах обязательно оставит его без помощи там, где он захочет её получить. И если кто-нибудь из людей окажет мусульманину поддержку в таком месте, где его достоинство унижают, а честь оскорбляют, Аллах обязательно окажет ему Свою помощь там, где он захочет её получить». Ахмад и Абу Дауд.

И поэтому истинный мусульманин отличается решительнос­тью, не замалчивает несправедливость и не уклоняется от помощи истине, не желая, чтобы несправедливость и порицаемое шариатом получили распространение в его обществе. И он постоянно старается изменять порицаемое дозволенным образом, стремясь избежать наказания Аллаха, которое не замедлит обрушиться на всех тех, кто уклоняется от попыток внести необходимые изменения, проявляет малодушие и предпочитает замалчивать истину. Об этом говорит Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, передавая людям слова благородного посланника,.

Сообщается, что однажды, когда власть уже перешла к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, он поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху, а потом сказал:

“О люди, поистине, вы читаете аят, в котором сказано: {О те, кто уверовал! Вам следует (беречь) свои души72 (, и) не повредит вам заблудший, если вы встанете на правильный путь} “Трапеза”, 105, но неверно понимаете его, я же, поистине, слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, если люди увидят порицаемое и не изменят этого, Аллах не замедлит подвергнуть наказанию всех их!»” 73 Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Мусульманин, который искренне исповедует ислам и хранит живую веру, весьма далёк от неопределённости, пассивности и безразличия. Он никогда не проявляет безразличия к религиозным делам, не устраняется от побуждения других к одобряемому, не допускает порицаемого, не любит этого и не отказывается от осуждения и изменения порицаемого, если у него появляется такая возможность, ведь всё, что имеет отношение к религии, очень серьёзно, и шутки здесь неуместны, а всё то, что касается догматов веры, требует решительности и не допускает никаких уступок. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предупреждал нас о том, что мы можем уподобиться иудеям, которые стали проявлять нерадивость в делах своей религии и безразличие к ней, и тогда нас постигнет гнев Аллаха и Его отмщение, как это случилось с ними. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, когда среди израильтян, живших до вас, кто-то совершал грех, то находился и такой, кто удерживал и предостерегал его от этого, но на следующий день он уже встречался с ним и разделял с грешником трапезу, будто и не видел вчера его греха. И когда Аллах Всевышний увидел, что они поступают таким образом, Он привёл их сердца к вражде между собой и проклял их через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что они не повиновались и преступали границы (дозволенного). И я клянусь Тем, в чьей длани душа моя, что вы обязательно должны побуждать к одобряемому, удерживать от порицаемого, хватать за руки творящего зло и заставлять его склониться к истине, а иначе Аллах непременно приведёт ваши сердца к вражде и проклянёт вас, как проклял их!» 74 Ат-Табарани.

Он проявляет тактичность и мудрость,
осуществляя свой призыв.

Сознательный мусульманин, занимающийся делом исламского призыва, увещевает людей изобретательно и тактично. Призывая их к истине, он проявляет мудрость и постепенно обучает их установлениям религии, подчиняясь велению Всеблагого и Всевышнего Аллаха, который сказал:

{Призывай к пути Господа своего с помощью мудрости и доброго увещания…} “Пчёлы”, 125.

Это значит, что прежде всего призывающий должен уметь находить правильный подход к сердцам, внушая им любовь к вере и желание обратиться к религии и опасаясь допустить что-нибудь такое, что может оттолкнуть людей, обидеть их или вызвать их гнев. Придерживаясь этих принципов, он не выкладывает людям всё, что ему известно, сразу же, а учит их постепенно и обращается к ним с увещаниями лишь время от времени, пытаясь понять, что лежит у них на сердце, и стараясь не нагонять на них скуку, не обременять их и не вести слишком долгих разговоров. Именно так поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увещевая людей, о чём нам известно со слов видного сподвижника Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах. Сам Абдуллах бин Мас‘уд имел обыкновение увещевать людей по четвергам, и однажды какой-то человек сказал ему: ”О Абу Абд ар-Рахман, мне бы очень хотелось, чтобы ты наставлял нас ежедневно!” В ответ он сказал ему: ”Поистине, я не делаю этого только потому, что не желаю вызвать у вас скуку. По этой причине я обращаюсь с увещеваниями по примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который тоже обращался к нам с увещаниями в разное время, опасаясь наскучить нам”. Аль-Бухари и Муслим.

Если призывающий тактичен и осуществляет свой призыв правильными методами, он никогда не станет произносить свою проповедь слишком долго, особенно в тех случаях, когда выступает перед большим количеством людей, среди которых могут оказаться пожилые, слабые и больные. Краткость проповеди свидетельствует о том, что произносящий её понимает, в чём состоит суть призыва, и хорошо разбирается в психологии своих слушателей. Именно к этому призывал проповедников пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о чём сообщает Аммар бин Йасир, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал:

“Поистине, длительность молитв человека и краткость его проповедей свидетельствуют о его понимании, так удлиняйте свои молитвы и будьте кратки в проповедях”. Муслим.

Мудрый, тактичный, изобретательный и искусный призывающий всегда проявляет доброту к тем людям, к которым он обращается со своим призывом, и не теряет терпения, сталкиваясь с их невежеством, ошибками, многочисленными утомительными вопросами и неспособностью к быстрому усвоению. В этом он берёт пример с господина призывающих и последнего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который предоставлял людям, задававшим ему вопросы, полную свободу действий, мягко отвечал им и учил их, относился к ним как любящий наставник, друг и учитель и не прекращал объяснять им то, что их интересовало, до тех пор, пока они не понимали суть дела, покидая его радостными, ликующими, понимающими и довольными.

Пример этого приводится в сообщении одного из сподвижников по имени Муавийя бин аль-Хакам ас-Сулами, да будет доволен им Аллах, который сказал:

“Однажды, когда я молился вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кто-то из присутствовавших 75 чихнул, а я сказал: ”Да помилует тебя Аллах!” После этого люди стали бросать на меня (осуждающие) взгляды, и я воскликнул: ”Да лишится меня мать моя!76 Что вы так смотрите на меня?!” Тут они принялись хлопать себя руками по бёдрам, и когда я увидел, что они стараются заставить меня замолчать, то рассердился на них, но всё же умолк. А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и да станут отец мой и мать выкупом за него, закончил молиться, (он обратился ко мне,) и не видел я ни до, ни после него такого наставника! Клянусь Аллахом, он не ударил и не обругал меня, а только сказал: «Поистине, во время этой молитвы не годится произносить что-нибудь из того, что (обычно) говорят люди! Молитва — это только прославление и возвеличивание Аллаха и чтение Корана»—, или же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нечто подобное. А после этого я сказал: ”О посланник Аллаха, совсем недавно я был язычником, а потом Аллах дал нам ислам, но среди нас ещё есть люди, которые ходят к прорицателям! 77 ” Он сказал: “А ты не ходи к ним”. Я также сказал: ”И есть среди нас люди, которые верят в дурные приметы”. Он сказал: «Они ощущают подобное в своих сердцах, но пусть это ни в коем случае их не останавливает!78»”. Муслим.

Доброта благородного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по отношению к тем людям, которых он призывал к благу, доходила до того, что он даже не укорял сделавшего что-нибудь дурное открыто, щадя его чувства и не желая унижать такого человека, а если хотел выразить ему своё порицание или обратить его внимание на то, что он поступает неподобающим образом, то прибегал для этого к намёкам. Этот метод оказывает наибольшее воздействие на сердца и души и даёт наилучшие результаты в деле исправления всевозможных недостатков.

Сообщается, что госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

“Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узнавал, что какой-нибудь человек говорил что-то (неподобающее), он не говорил: «О чём думает та­кой-то, когда говорит (то-то) ?!»—, но говорил: «О чём думают люди, когда говорят то-то и то-то?!»” “Жизнь сподвижников”, 3/129.

Для того, чтобы достичь успеха в своём деле, призывающий должен разъяснять свои слова тем, к кому он обращается, и повторять сказанное для них, поскольку так поступал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Об этом сообщает Анас, да будет доволен им Аллах, который сказал:

“Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил что-нибудь, он повторял сказанное трижды, чтобы добиться понимания, и когда он приходил к кому-нибудь из людей и приветствовал их, то повторял своё приветствие трижды”. Аль-Бухари.

Что же касается госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллах, то она сказала:

«Речь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была ясной и чёткой, и его понимал каждый из тех, кто его слушал». Абу Дауд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: