Тяжесть проявлений ЧМТ нарастает с возрастом и чем младше ребенок, тем менее выражена неврологическая симптоматика. Неврологические симптомы у детей носят динамичный характер и быстро регрессируют.
В грудном возрасте характерно выраженное беспокойство после травмы, переходящее в сон. У детей раннего возраста преобладает рвота. У детей школьного возраста наиболее часто развивается утрата сознания. Пострадавшие дети склонны отрицать или преувеличивать продолжительность потери сознания, поэтому следует критически оценивать анамнестические данные и основывать диагноз на объективных симптомах. Так, при возвращении утраченного сознания, отмечается крик с неадекватным поведением ребенка, сопровождающийся двигательными реакциями. В тех случаях, когда не было утраты сознания, необходимо выявлять вегетативные нарушения и очаговую симптоматику.
ХАРАКТЕРНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ
Анализ работы Областного бюро судебно-медицинской экспертизы показывает, что наиболее часто встречающимися диагностическими ошибками при сотрясении головного мозга являются:
|
|
1. Недостаточный сбор жалоб, их связь с полученной травмой, наличие факта утраты сознания (с объективным подтверждением), наличие и характер амнезии.
2. Неполность и скудность описания неврологического статуса. Отсутствуют обьективные неврологические симптомы (например симптом Маринеску-Радовича, оболочечные симптомы и др.), как правило, описывается наличие нистагма, который не является специфической симптоматикой и др.
3. Отсутствие госпитализации больного в профильное отделение. Это приводит к невозможности динамического наблюдения с регистрацией основных показателей. Больные с подозрением на ЧМТ госпитализируются в обязательном порядке. В случаях отказа больного следует зафиксировать данный факт в медицинской документации.
4. Недостаточное использование функциональных методов исследования (краниография, офтальмологическое и отоневрологическое исследования электроэнцефалография, эхоэнцефалография, компьютерная томография, люмбальная пункция и др.).
5. Отсутствие учета таких объективных данных, как повреждение мягких тканей головы и лица (ссадины, гематомы, ушибы, раны и др.), а также отсутствие описания динамики этих изменений.
6. Широкое использование сокращений медицинских терминов и небрежность в ведении документов.
7. Постановка диагноза ЧМТ через некоторый промежуток времени после получения травмы, только на основании предъявляемых жалоб со стороны больного и анамнеза.
8. Классифицирование сотрясения головного мозга по степени тяжести.
|
|
9. Гипердиагностика последствий ЧМТ. Так практические любые жалобы со стороны больного (головные боли, утомляемость, слабость, возбудимость и др.) имеющего в анамнезе сотрясение головного мозга – расцениваются как посттравматические. Следует помнить, что сотрясение головного мозга относится к функциональным, обратимым нарушениям и как правило, не вызывает последствий.
10. Неучитывание возраста при трактовке неврологических симптомов.
11. Необоснованная длительность курса лечения (более 21 дня).
«НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Невроз- | это функциональное расстройство высшей нервной деятельности обусловленное воздействием психотравмирующего фактора, протекающее с эмоциональными и соматовегетативными нарушениями. Это состояние противоречия между личностью и значимыми для нее сторонами действительности. |
Для невроза характерно:
Ú Наличие психогенного этиологического фактора.
Ú Разнообразие и динамичность клиники.
Ú Обратимость симптоматики.
Ú Отсутствие патологоанатомического (морфологического) субстрата.