double arrow

Особенности финансов некоммерческих организаций (НКО)

(1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014 ФЗ №99-ФЗ) (, с изм. от 23.06.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)
2. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об автономных учреждениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014)


1. Организационно-правовые формы НКО

2. Особенности финансов НКО

3. Порядок формирования и использования финансовых ресурсов НКО

4. Финансовое планирование в НКО. Понятие сметы

1. Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями (п.1, ст. 50 ГК РФ).

НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физ. культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, решения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1. корпоративные (корпорации):

- потребительские кооперативы (жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

- общественные организации (политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления);

- ассоциации (союзы) (некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты);

- товарищества собственников недвижимости (товарищества собственников жилья);

- казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

- общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

2. унитарные:

- фонды (общественные и благотворительные);

- учреждения (государственные, муниципальные и частные). Государственные или муниципальные учреждения могут быть казенными, бюджетными или автономными.

- автономные некоммерческие организации;

- религиозные организации;

- публично-правовые компании (ст. 123 ГК РФ).

НКО может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности НКО, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. Под финансами НКО следует понимать совокупность денежных отношений, опосредующих движение денежных фондов, образующихся в результате перераспределения созданного НД в целях оказания нематериальных благ и услуг.

В процессе деятельности НКО выделяются следующие группы финансовых отношений:

- между НКО и бюджетом. Если финансирование осуществляется за счет бюджетных средств, эти отношения носят односторонний характер. Если имеются доходы от предпринимательской деятельности – двухсторонний характер, который связан с уплатой в бюджет обязательных платежей;

- между вышестоящей организацией и подведомтсвенными учреждениями по поводу централизации части фин. ресурсов и их перераспределении;

- между НКО и КО по поводу оплаты приобретенных материальных ценностей;

- между НКО по поводу оплаты оказываемых услуг;

- между НКО и ВФ по поду уплаты обязательных платежей в эти фонды

- и т.д.

Общим для этих отношений является их отсутствие в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и накоплений.

Поскольку процесс производства и потребления услуги совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде з/п, стипендии и т.д., либо образуют выручку КО, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы НКО.

Отсюда вытекают следующие особенности финансов НКО (государственных и муниципальных учреждений):

- финансовые отношения сопровождают движение денежных фондов, образованных в порядке перераспределения НД. Поскольку учреждения не создают НД, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений;

- источником покрытия затрат НКО является НД, который служит базой обеспечения функционирования сферы услуг, от его размера зависят размеры и масштаб расширения сферы услуг. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов НКО, ограничена рамками НД;

- поскольку основным источником финансирования учреждений является бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между гос-вом (субъектом РФ, муниципалитетом) и учреждением;

- в условиях развития рыночных отношений, дефицита бюджета, развивается сфера платных услуг, оказываемых НКО, привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу фин. отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств;

- в структуре затрат НКО высокий удельный вес занимает з/п.

3. Источниками формирования финансовых ресурсов НКО могут быть:

- вступительные и членские взносы. Они используются для уставной деятельности, в частности, за счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы.

- взносы учредителей;

- добровольные взносы, поступающие от юридических и физических лиц на уставную деятельность;

- целевые поступления от юридических и физических лиц;

- ассигнования из бюджета;

- средства от предпринимательской деятельности;

- прочие поступления (доходы по ЦБ, страховые возмещения и пр.).

Органы гос. власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать НКО экономическую поддержку в различных формах:

- предоставления в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов и иных обязательных платежей НКО, созданным в благотворительных, образовательных и др. целях с учетом организационно- правовых форм;

- предоставления НКО иных льгот, в т.ч. полное или частичное освобождение от платы за пользование гос. и мун. имуществом;

- размещение среди НКО на конкурсной основе гос. и мун. социальных заказов.

НКО используют фин. ресурсы только для выполнения своих уставных целей. При этом в составе затрат целесообразно выделить:

- административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности (з/п, отчисления во ВФ, плата за коммунальные услуги, командировочные и представительские расходы и пр.);

- расходы по выполнению программ и мероприятий, связанные с уставной деятельностью НКО (за счет средств целевых поступлений и бюджетного финансирования);

- расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Учет этих расходов должен вестись отдельно и возмещаться за счет выручки;

- потери и списания (в результате хищения, стихийных бедствий и пр.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: