Методика выполнения

Читается литературный текст. После чтения предлагается ответить на вопрос «О чем этот рассказ?» и затем следует предложение пересказать текст. Пересказы детей фиксируются дословно.

Критерии для анализа пересказов детей:

1. Понимание темы рассказа.

2. Объем пересказа (через подсчет предложений и слов).

3. Структурная соотнесенность.

4. Полнота раскрытия каждой структурной части.

Задание 3.

Цель: выявить понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала и умение придумывать содержание начала.

Методика выполнения.

Каждому ребенку читается рассказ, например «Про снежный колобок» Н. Калининой, в котором опускается начало. (Можно дать любой другой рассказ, в котором очень отчетливо представлена взаимосвязь начала с другими структурными частями, от понимания начала зависит понимание развертывания события, факта.) После чтения детям задают вопросы: «Все ли было понятно в рассказе? Какой части в рассказе не хватает? О чем может говориться в начале рассказа?»

Характеристика ответов.

1. Ребенок замечает отсутствие начала и предлагает свой вариант. Это будет свидетельствовать об осознанном понимании структуры текста, так как ребенок на основе анализа содержания текста не только определяет недостающую часть, но и наполняет ее содержанием. Это свидетельствует о высоком уровне.

2. Ответы детей, которые справляются с заданием после дополнительных вопросов, относятся к среднему уровню.

3. К низкому уровню относятся ответы детей, которые не справились с заданием.

Таблица 4

Кол-во детей I II III

Задание 4. Ребенку показывают игрушку (котенка) и предлагают рассказать о ней. Задание дается в игровой ситуации. Котенок спрятался, его нужно найти, а затем рассказать про него. Взрослый предлагает: «Давай расскажем вместе», — и начинает фразу: «Это... Он... У котенка... Котенок умеет... Он любит...». Ребенок ее заканчивает. Методика совместного рассказывания позволяет выявить, ориентируется ли ребенок на средства выражения логических связей между предложениями.

Характеристика ответов:

1) ребенок заканчивает все предложения, интонационно завершая высказывание;

2) заканчивает лишь два предложения;

3) говорит, не обращая внимания на связи.

Вначале при характеристике ответов даются высказывания высокого уровня, затем Среднего уровня и ниже среднего.

Как работать с родителями?!

План:

1. Игровой тренинг с родителями «Да или нет».

2. Тест «Значимые факторы речевого развития ребенка».

3. Консультация «Основные задачи развитие связной речи».

4. Доклад «Средства развитие связной речи».

5. Просмотр видеороликов.

6. Игровые ситуации совместно с родителями по развитию связной речи.

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи:

1. Дать понятие связной речи, раскрыть актуальность, познакомить со средствами ее развития.

2. Дать советы и рекомендации родителям по совершенствованию связной речи у детей младшего возраста.

3. Показать на наглядном практическом материале методы и приёмы формирования связной речи.

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей по теме «Развитие связной речи».

2. Сделать видеосъемку с детьми на темы: «Расскажи об игрушке», «Расскажи по картине», игры – ситуации..

4. Подготовить рекомендации для родителей.

5. Подбор атрибутов для игр с родителями.

Добрый вечер, уважаемые родители. Прежде чем начать наше мероприятие, я вам предлагаю поиграть в игру «Да или нет». «Да», если вы согласны с моим высказыванием и "Нет", если не согласны.

А) Скажите громко и хором друзья, деток своих все вы любите? Да

Б) С работы пришли, сил совсем нет, вам хочется лекции слушать здесь? Нет

В) Я вас понимаю… как быть господа? Проблемы деток решать нужно нам? Да

Г) Дайте мне тогда ответ, помочь откажитесь нам? Нет

Д) Последнее спрошу вас я, активными все будем? Да.

Уважаемые родители! Я рада видеть вас в очередной раз на нашей встрече. Сегодня нам с вами предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. И конкретно затронуть развитие связной речи, ведь только совместными усилиями родителей и детского сада мы сможем решить любые проблемы в развитии ребёнка.

Предлагаю выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого -образец для подражания.

4. развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Совместные игры детей и взрослых, детей со сверстниками.

Основные задачи развития связной речи:

1. Развитие диалогической формы речи.

2. Вовлечение детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций.

3. Обучение умению вести диалог.

4. Привитие навыков форм словесной вежливости.

Средства развития связной речи:

- разговор, беседа, занятия по обучению рассказыванию, пересказ литературных произведений, рассказывание по игрушке, по картине, из опыта самих детей, творческое рассказывание, рассуждения.

Хочу сегодня остановиться лишь на некоторых: на рассматривании игрушки, рассматривании картины, игре драматизации.

Прежде чем перейти к практической части, я попрошу вас ответить на вопросы:

1. Какие вопросы задают вам дети об увиденном, о природе?

2. Когда ребёнок не задаёт вопросов это хорошо или плохо?

- Конечно, над этим стоит задуматься, так как это может и говорить о том что:

- У ребёнка отсутствуют необходимые знания;

- Нет устойчивого интереса к чему-либо;

- Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа. Мной были проведены среди детей опросы, «С какими игрушками дети любят играть больше и почему?», «Какие картинки любите рассматривать и почему?», предложила детям игры - драматизации на разные темы. Рассматривание игрушки или набора игрушек.

В каждом доме есть большое количество игрушек, которые бесцельно лежат в коробках или стоят на полках. Их можно использовать для развития связной речи ребёнка.

Для этого можно провести игры "Узнай по описанию", "Угадай кто это? ", серии игр "Что это? ", "Скажи что делает", "Кто больше скажет про игрушку ".

При рассматривании и описании игрушек или предметов необходимо научить ребёнка назвать предмет, описать его свойства, качества, действие и назначение.

Игра "Узнай по описанию". (Попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте или ягоде): «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

«Сравни кукол»

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками, употреблять эти характеристики при описании.

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок вспоминает имена кукол (Оля и Поля) и говорит: «У Оли светлые и короткие волосы, у Поли — темные и длинные. У Оли голубые глаза, у Поли — черные. Оля в платье, а Поля в брюках. У кукол разная одежда».

— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами? (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать.)

Рассматривание картин (иллюстраций)

Основными задачами взрослого в работе с картиной или иллюстрацией являются:

- формирование умения замечать в картине самое главное;

-отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы.

Рассматривание включает две части:

1. Рассматривание картины по вопросам.

2. Рассказ взрослого.

Практическая часть - рассматривание картины

Дома для рассматривания можно использовать иллюстрации к книгам. Очень важно правильно подобрать иллюстрацию - на иллюстрации должен прослеживаться сюжет, изображения должны быть чёткими, с характерными признаками (показать пример, предложить выбрать).

Вывод: при рассматривании картин дети учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины (внимание обращается на персонажей картины и их действия, а затем дети составляют короткий рассказ сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Мы с вами рассмотрели только некоторые средства развития связной речи детей, но при желании их можно найти очень много.

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при этом именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.

Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотят действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными и коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят из вне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть "школой произвольного поведения", но никакая другая деятельность для ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может. А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

- игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста;

- игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;

- развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Чтобы помочь детям понять, как играть с другом мы использовали различные игровые ситуации: "Ласковые слова", "Позови друга", «Солнечный зайчик», «Сладкая проблема» «Коврик мира»....

В работе на сближение детей, развитию доверия можно использовать игры «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: