Цель: выявить понимание темы и выделение основных структурных частей текста, определение названия текста.
Методика выполнения.
Детям (индивидуально) предлагается прослушать рассказ. Рассказ подбирается небольшой по объему, с четко выраженной композицией (например, отрывок из рассказа М.М. Пришвина «Еж» или рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»). Название рассказа при чтении не дается.
После чтения перед детьми ставятся вопросы:
1. О чем говорится в рассказе?
2. О чем говорится в начале рассказа?
3. О чем говорится в середине рассказа?
4. Чем закончился рассказ?
5. Как можно назвать этот рассказ?
Ответы детей дословно фиксируются. При анализе ответов детей на 1-й вопрос необходимо обратить внимание на характер высказываний, их точность и обобщенность.
1. Ребенок говорит, что рассказ «Первая рыбка» Е. Пермяка «о рыбалке, о том, как мальчик поймал первую рыбку». Этот ответ свидетельствует о высоком уровне понимания темы литературного текста и четком ее выражении.
2. Если дети фактически начинают пересказывать текст, то это уже другой, средний уровень.
|
|
3. Если дети не отвечают на вопрос или отвечают не по существу темы, то такие ответы следует отнести к низкому уровню. Данные ответов можно представить в таблице 1.
Таблица 1
Группа | Время проведения | Кол-во детей | Характер определения темы | ||
1. | обобщенно | распространенно | Не определяет | ||
2. |
В таблицу 2 заносятся данные первого обследования детей и данные обследования после обучения этому умению.
При анализе ответов детей на 2, 3, 4-й вопросы необходимо обращать внимание на умение обобщенно представлять структурные части текста, умение выделить тему, микротемы той или иной части и увидеть, насколько дети видят границы структурных частей текста.
Таблица 2
Кол-во детей | Начало | Середина | Конец | ||||||
обобщенно | Нерасчл. Нач. и серед. | пересказ | Не определено начало | обобщенно | Не расчл. Начал. и серед. | Не выделяет серед. | обобщенно | пересказ | |
Последний вопрос позволяет определить, насколько точно дети дают название рассказу. Название, данное ребенком, будет свидетельствовать о прямой зависимости между умением определять тему литературного произведения и умением озаглавливать его (табл. 3).
Таблица 3
Время проведения | Кол-во детей | Соотносят тему и название (правильно озаглавливают) | Не озаглавливают |
Задание 2.
Цель: выяснить последовательность передачи структуры текста, полноту содержания всего текста и отдельных его частей, выяснить, как дети используют связи, данные в тексте.