Рассмотрим схему обгона с ходу автопоезда В одиночным автомобилем А (рисунок 5). В нижней части рисунка цифрой I обозначен участок дороги, где сплошными линиями показано начальное положение ТС перед обгоном, а штриховыми - положение, когда обгоняющий автомобиль А может начинать перестроение в свой ряд. Цифрой II показано положение ТС после завершения обгона. На графике (рисунок 5) в координатах Т и S показано перемещение участников движения и характерные точки. Наклон линий будет тем больше, чем больше скорость ТС.
Положение ТС в различные моменты времени обозначено соответствующими точками: в точке 1, например, передняя часть обгоняющего автомобиля А поравнялась с задней частью обгоняемого автопоезда В; в точке 2 задняя часть автомобиля А поравнялась с передней частью автопоезда В, однако перестроение автомобиля А может начинаться лишь в точке 3, когда обгоняющий автомобиль А уйдет на безопасное расстояние DBA от обгоняемого автопоезда.
До начала выполнения обгона водитель обгоняющего автомобиля А стремится оценить дорожно-транспортную ситуацию перед обгоняемым ТС и, как правило, смещает свой автомобиль влево, на рисунке этот этап перестроения не отображен.
|
|
За начало обгона принимается положение, когда обгоняющий автомобиль А, следующий со скоростью VA>VB, приблизится к обгоняемому автопоезду В на безопасное расстояние DАB, после чего обгоняющий автомобиль А должен перестроиться в левый рад для обгона. При расстоянии меньше, чем DАВ, в случае экстренного торможения ТС-лидера В, обгоняющий автомобиль А, также применив экстренное торможение, уже не сможет остановиться до линии движения задней части ТС-лидера, поэтому он не должен возвращаться на свою полосу движения, чтобы не допустить попутного столкновения.
Задача определения пути обгона и расстояния видимости может быть решена графически. Для этого задают какое-либо время ТМ (например равное 5 или 10 с), по известной скорости VA определяют путь (S=V*T), который проходит автомобиль А за это время и отмечают это расстояние на оси абсцисс (точка F). Через точку F1 пересечения горизонтали и вертикали, поведенных через эти точки и начало координат проводят линию ОF', соответствующую перемещению задней части обгоняющего автомобиля А по времени. На расстоянии LА от нее проводят параллельную ей линию перемещения передней части автомобиля А.
По оси абсцисс от начала координат откладывают сумму расстояний LA+DBA+LB+DBA, и отмечают точку К. Затем, как и в первом случае, находят путь КМ, проходимый автомобилем В за время ТМ, и проводят наклонную линию КМ1. Пересечение ее с линий ОF в точке 3 определяет момент времени Т1, когда задняя часть автомобиля А окажется на дистанции безопасности DBA от передней части автомобиля В и обгоняющий автомобиль А сможет перестраиваться в свой ряд. Слева от линии КМ1 проводят параллельные ей линии, соответствующие перемещению габаритных точек тягача и прицепа.
|
|
Если при завершении обгона скорость обгоняющего автомобиля А значительно превышает скорость обгоняемого ТС, то дистанция безопасности DВА, вычисленная по формуле (4), будет отрицательной и ее следует откладывать от передней части ТС В против хода движения. В этом случае обгоняющий автомобиль А может оказаться рядом с обгоняемым В или даже сзади него и, естественно, с этого момента он не может перестраиваться в свой ряд, поэтому момент перестроения в таких случаях должен выбираться из других соображений. Из формулы (4) следует, что отрицательной дистанция становится потому, что тормозной путь обогнавшего автомобиля А, движущегося с большей скоростью, превышает тормозной путь обгоняемого ТС В.
Обогнавшее ТС может начинать обратное перестроение в свой ряд лишь после того, как оно опередит обгоняемое ТС не менее, чем на 3 – 5 метров, чтобы не создать ему помеху. Некоторые авторы считают, что после обгона перестраиваться в свой ряд можно тогда, когда обгоняемое ТС покажется в зеркале заднего вида.
На перестроение затрачивается время ТП, которое можно определить, используя формулы для маневра «смена полосы движения» – маневр «переставка» [13]:
_________
ТП = 4*Ö Y/(2*g*φY), (17)
где Y – боковое смещение автомобиля при выполнении маневра «смена полосы движения», в м;
g – ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2;
φY – коэффициент сцепления, реализуемый в боковом направлении.
Принимая во внимание, что при перестроении автомобиль движется за счет окружной силы на ведущих колесах, для чего в продольном направлении уже реализуется часть коэффициента сцепления, равная φХ, в боковом направлении может быть реализована другая его часть – φY, равная:
_______
φY = Ö φ2 – φX2, (18)
где φ – заданный коэффициент сцепления, который может быть реализован в любом направлении;
φХ – коэффициент сцепления, который реализуется в рассматриваемый момент в продольном направлении. При перестроении могут быть различные режимы движения ТС: накат, установившееся движение, разгон или торможение. Поскольку при проектировании не рассматривается конкретная дорожно-транспортная ситуация, установить степень реализации продольного коэффициента сцепления не представляется возможным. В таких случаях рекомендуется принять [13]:
φY = 0,8* φ.
Отложив от точки Т1 по оси ординат время перестроения ТП, проводят горизонтальную линию, которая пересекает линию ОF1 в точке 4, соответствующей моменту завершения обгона (в этот момент задняя часть автомобиля А, и следовательно все ТС снова займет правую полосу движения); в этой точке обгон считается завершенным.
От точки 4 вправо откладывают длину автомобиля LА, дистанцию DAC и получают точку 6, которая определяет собой крайнее возможное положение передней части встречного автомобиля С. При известных времени ТO (ТО=Т1+ТП) полного выполнения обгона и скорости VC (принимается произвольно) встречного автомобиля находят путь SОС,
SОС = ТО*VС , (19)
который проходит встречный автомобиль С с начала обгона и расстояние видимости SВИД от водителя автомобиля А до передней части автомобиля С в момент начала обгона:
SВИД = DAB + LB + DBA + SB + SAП + LA + DAC + SOC. (20)
Найденное графическим путем расстояние видимости следует проверить аналитическим расчетом, подставляя в формулу (20) все принятые и вычисленные значения.
За время обгона Т1 автопоезд В проходит путь:
SВ = КР = VB * T1, (21)
(рисунок 5), а автомобиль А проходит расстояние:
|
|
SA=LA+DAВ+LB+DBA+SB. (22)
Выражая время движения Т1 через пути SА, SВ и скорости VA, VB обгоняющего и обгоняемого ТС, получим:
SA/VA=SB/VB (23)
или (LA+DAВ+LB+DBA+SB)/VA= SB/VB,
откуда SB=(LA+DAВ+LB+DBA)*VB/(VA-VB), (24)
тогда ТВ = SB/VB, (25)
и SA=SB*VA/VB. (26)
Путь обгона автомобиля А SОА (рисунок 5) – расстояние, которое проходит обгоняющий автомобиль с момента выхода на полосу встречного движения до момента возвращения в свой ряд – составит:
SОА = ON = SА+SАП = SA+VA*ТП, (27)
здесь SАП – путь, который проходит обгоняющий автомобиль за время перестроения.
Обгон необходимо завершить на безопасном расстоянии DAC от встречного автомобиля С. Как указывалось ранее, это расстояние должно быть не меньше 40 и 60 м, соответственно, в населенных пунктах и вне них.
Расстояние видимости SВИД можно определить как сумму:
SВИД = SОА+LA+DAC+SОС. (28)