Когда отсутствует встречный транспорт, объезд совершается с ходу. Если встречный транспорт мешает совершить такой маневр, объезжающему автомобилю А приходится снижать скорость, иногда до полной остановки, и выполнять объезд с ускорением.
При остановке расстояние между автомобилями А и В должно быть таким, чтобы маневр не требовал слишком резкого изменения траектории автомобиля А, это расстояние следует выбрать ориентировочно исходя из собственных наблюдений и рассуждений. Если автомобиль А перед объездом не останавливается и объезжает препятствие с ходу, началом маневра можно считать момент, когда он находиться от препятствия на расстоянии DАВ, равном сумме остановочного пути SО и некоторого запаса расстояния S3. Остановочный путь должен соответствовать режиму торможения с максимально возможной интенсивностью в рассматриваемых условиях.
При завершении объезда автомобиль А должен опередить неподвижное ТС на некоторое расстояние DBА, которое можно принять соответствующим временному интервалу движения автомобиля А, равному 1…2 с, а затем перестроиться в правый ряд. Это расстояние необходимо, например, на случай, когда объезжаемое ТС большой длины начинает движение, в то время как водитель объезжающего ТС не может заметить это движение.
|
|
Графики объезда с ходу и после выжидания можно совместить с графиками обгона (см. рисунки 5 и 6).
В Приложении 1 приведено значение установившегося замедления (jуст, м/с2) автотранспортных средств, производство которых начато после 01.01.81 г., в зависимости от нагрузки и коэффициента сцепления шин с дорогой.
В Приложении 2 приведено значение времени Т2 (с) запаздывания срабатывания тормозной системы и времени Т3 (с) нарастания замедления ТС, производство которых начато до и после 01.01.81 г., в зависимости от нагрузки и коэффициента сцепления шин с дорогой.
В Приложении 3 даны варианты заданий в соответствии с шифром зачетной книжки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тип АТС | Кате- го-рия | Установившееся замедление jуст, м/с2 | ||||
Коэффициент сцепления | ||||||
0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
Снаряженное состояние ТС
Одиноч-ные ТС | М1М2М3N1 N2 N3 | 6,86,85,75,75,96,2 | 5,9 5,9 5,75,75,95,9 | 4,9 4,9 4,9 4,94,94,9 | 3,93,93,93,93,93,9 | 2,92,92,92,92,92,9 | 2,02,02,02,02,02,0 | 1,01,01,01,01,01,0 |
Авто-поезда с тягачами категории М – N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 6,15,75,54,75,55,5 | 5,95,75,54,75,55,5 | 4,94,94,94,74,94,9 | 3,93,93,93,93,93.9 | 2,92,92,92,92,92,9 | 2,02,02,02,02,02,0 | 1,01,01,01,01,01,0 |
С 50% нагрузкой
Одиноч-ные ТС | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 6,66,15,65,15,25,4 | 5,95,95,65,15,25,4 | 4,94,94,94,94,94,9 | 3,93,93,93,93,93,9 | 2,92,92,92,92,92,9 | 2,02,02,02,02,02,0 | 1,01,01,01,01,01,0 |
Авто-поезда с тягачами категории М – N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 5,75,15,34,45,05,0 | 5,75,15,34,45,05,0 | 4,94,94,94,94,94,9 | 3,93,93,93,93,93,9 | 2,92,92,92,92,92,9 | 2,02,02,02,02,02,0 | 1,01,01,01,01,01,0 |
Cполной нагрузкой
|
|
Одиноч-ные ТС | М1M2M3N1 N2 N3 | 6,35,45,44,54,54,5 | 5,95,45,44,54,54,5 | 4,94,94,94,54,54,5 | 3,93,93,93,93,93,9 | 2,92,92,92,92,92,9 | 2,02,02,02,02,02,0 | 1,01,01,01,01,01,0 |
Авто-поезда с тягачами категории М – N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 5,24,55,04,04,54,5 | 5,24,55,04,04,54,5 | 4,94,54,94,04,54,5 | 3,93,93,93,93,93,9 | 2,92,92,92,92,92,9 | 2,02,02,02,02,02,0 | 1,01,01,01,01,01,0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тип АТС | Кате- гория | T3, c | T2, с | ||||||
Коэффициент сцепления | |||||||||
0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | |||
Снаряженное состояние ТС
Одиноч-ные ТС | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,3 0,5 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,25 0,45 0,5 0,3 0,5 0,5 | 0,2 0,35 0,4 0,25 0,4 0,4 | 0,15 0,25 0,3 0,2 0,3 0,3 | 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,2 | 0,05 0,1 0,1 0,05 0,1 0,1 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 |
Авто-поезда с тягачами категории М – N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,3 0,5 0,55 0,35 0,55 0,55 | 0,2 0,4 0,45 0,3 0,45 0,45 | 0,15 0,3 0,3 0,2 0,3 0,3 | 0,1 0,2 0,2 0,15 0,2 0,2 | 0,05 0,1 0,1 0,05 0,1 0,1 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 |
С 50% нагрузкой
Одиноч-ные ТС | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,3 0,55 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,25 0,5 0,5 0,35 0,55 0,55 | 0,2 0,4 0,4 0,25 0,45 0,45 | 0,15 0,3 0,3 0,2 0,35 0,35 | 0,1 0,2 0,2 0,15 0,25 0,25 | 0,05 0,1 0,1 0,05 0,15 0,15 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 |
Авто-поезда с тягачами категории М – N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,3 0,55 0,55 0,35 0,6 0,6 | 0,25 0,45 0,45 0,3 0,5 0,5 | 0,2 0,35 0,35 0,25 0,35 0,35 | 0,15 0,25 0,25 0,15 0,25 0,25 | 0,05 0,15 0,1 0,1 0,1 0,15 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 |
C полной нагрузкой
Одиноч-ные ТС | М1 M2 M3 N1 N2 N3 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,3 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,25 0,55 0,55 0,35 0,6 0,6 | 0,2 0,45 0,45 0,3 0,5 0,5 | 0,15 0,3 0,3 0,25 0,4 0,4 | 0,1 0,2 0,2 0,15 0,25 0,25 | 0,05 0,1 0,1 0,1 0,15 0,15 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 |
Авто-поезда с тягачами категории М – N | М1 М2 М3 N1 N2 N3 | 0,35 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 | 0,25 0,5 0,45 0,35 0,5 0,5 | 0,2 0,4 0,35 0,25 0,4 0,4 | 0,15 0,25 0,25 0,2 0,25 0,25 | 0,1 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 | 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЗАДАНИЯ
к курсовой работе «Расчет параметров обгона»
Обозна-чение | Расшифровка |
*) | Предпоследняя цифра шифра зачетной книжки |
**) | Последняя цифра шифра |
***) | Две последние цифры шифра |
СУПД | Изобразить схемы, описать устройство и принцип действия |
ОП | Отразить основные положения |
СХЗ | Изобразить схемы, графики, описать характерные зависимости |
СПЗ | Составить развернутый план занятий по теме |
РЕФ | Реферативно изложить |
*) | Обгоняющее ТС А | % загрузки | VА, км/ч | Коэффициент сцепления φ |
Урал-4320 | 0,6 | |||
КамАЗ-5320 + Одаз-9370 | 0,4 | |||
Зил-130-76 + ГКБ-817 | 0,2 | |||
ГАЗ-53 | 0,5 | |||
МАЗ-5335 | 0,3 | |||
ПАЗ-3201 | 0,7 | |||
ЛАЗ-4202 | 0,6 | |||
УАЗ-469 | 0,5 | |||
ВАЗ-2110 | 0,4 | |||
ГАЗ-3102 | 0,3 |
**) | Обгоняемое ТС В | % загрузки | VВ, км/ч | Уклон, ‰ |
МАЗ-504 + ЦПКТБ-А409 | –20 | |||
МАЗ-504А + ТЦ-6 | +50 | |||
АТЗ-2,4-52 (ТС –топливозаправщик) | ||||
Икарус-280 | +20 | |||
АЦПТ-1,7 (автомобиль-цистерна) | –40 | |||
Г6-ОпА-15,5 (автопоезд-молоковоз) | +50 | |||
ДС-10 (полуприцеп-битумовоз) | –30 | |||
ГАЗ-66 + АЦПТ-0,9 | +40 | |||
КАЗ-608 + ЦКТБ-А475 | +20 | |||
ЗИЛ-130В1 + ОдАЗ-794 | –50 |
***) | Тема | Обоз-наче-ние | ||||
Влияние технического состояния ТС на БД | ОП | |||||
Нормативные документы по безопасности ТС | СПЗ | |||||
Влияние скоростных свойств на безопасность движения | РЕФ | |||||
ГОСТ Р 51709-2001 | РЕФ | |||||
ГОСТ Р 51709-2001. Требования к тормозному управлению | ОП | |||||
ГОСТ Р 51709-2001. Требования к рулевому управлению, методы проверки | РЕФ | |||||
ГОСТ Р 51709-2001. Требования к световым приборам, методы проверки | РЕФ | |||||
ГОСТ Р 51709-2001. Требования к шинам и двигателю | СПЗ | |||||
ГОСТ Р 51709-2001. Метод проверки тормозного управления на стенде | РЕФ | |||||
ГОСТ Р 51709-2001. Метод проверки тормозного управления на дороге | ОП | |||||
Стенды для проверки тормозов; основные принципы работы | ОП | |||||
Приборы для проверки тормозов на стендах и на дороге | СУПД | |||||
Оборудование для проверки фар | СУПД | |||||
Ремни безопасности, характеристики, крепление | СУПД | |||||
Обзорность; ГОСТ Р 51266-99. Технические. треб. | СПЗ | |||||
Противоугонные устройства; разновидности, принципы работы | ОП | |||||
Регуляторы тормозных сил; принципы работы, характеристики | СХЗ | |||||
Травмобезопасные рулевые управления | СУПД | |||||
Безопасные сиденья | СУПД | |||||
Шум от ТС; влияние, нормативы, проверка | ОП | |||||
Оценка ударно-прочностных свойств кузова при ударах | ОП | |||||
Автоматическая регулировка зазоров в тормозных механизмах | СУПД | |||||
Безопасный автомобиль | РЕФ | |||||
Пожарная безопасность | ОП | |||||
Регулятор тормозных сил ВАЗ | СЗЗ | |||||
Регулятор тормозных сил КамАЗ | СХЗ | |||||
Повышение активной безопасности в АТП | СПЗ | |||||
Повышение устойчивости и управляемости ТС | СПЗ | |||||
Определение динамического коридора ТС при круговом движении | СХЗ | |||||
Показатели эффективности и устойчивости ТС при торможении | РЕФ | |||||
Развитие заноса и его гашение | СХЗ | |||||
Оценка и контроль состояния рабочего места водителя | РЕФ | |||||
Обосновать целесообразность применения регуляторов тормозных сил | ОП | |||||
Влияние технич. состояния ТС на эффективность торможения | СПЗ | |||||
Движение ТС с различной шинной поворачиваемостью | СХЗ | |||||
Влияние плавности хода ТС на безопасность движения | РЕФ | |||||
Внешняя и внутренняя информативность ТС | РЕФ | |||||
Принципы европейского и американского светораспределения | СУПД | |||||
Европейское светораспределение, контрольный экран | СХЗ | |||||
Американское светораспределение контрольный экран | СХЗ | |||||
Противотуманный свет, контрольный экран | СХЗ | |||||
Экологическая безопасность | РЕФ | |||||
Методика проверки тормозных свойств на стендах | РЕФ | |||||
Методика проверки тормозных свойств при дорожных испытаниях | РЕФ | |||||
Методика проверки света фар ТС | СПЗ | |||||
Способы определения коэффициента сцепления | ОП | |||||
Оценка тормозных свойств ТС по действующим нормативам | ОП | |||||
Влияние геометрических параметров ТС на безопасность движения | РЕФ | |||||
Влияние категории ТС на безопасность движения | РЕФ | |||||
Влияние тормозных свойств ТС на БД | ОП | |||||
Причины нарушения устойчивости и управляемости ТС | СПЗ | |||||
Занос осей ТС; выход из заноса | СПЗ | |||||
Тормозы-замедлители их влияние на безопасность движения | СХЗ | |||||
Тормозы-замедлители | СУПД | |||||
Объезд неожиданных препятствий | СХЗ | |||||
Влияние шин на безопасность движения | СПЗ | |||||
Аквапланирование | ОП | |||||
Световозвращатели | СУПД | |||||
Внутренняя визуальная информативность | РЕФ | |||||
Способы определения коэффициента сцепления | СУПД | |||||
Рабочее место водителя; влияние на безопасность движения | РЕФ | |||||
Органы управления: расположение, усилия | СПЗ | |||||
Физико-химические условия на рабочем месте | ОП | |||||
Пассивная безопасность: способы уменьшения инерционных нагрузок | СУПД | |||||
Пассивная безопасность: ограничение перемещения людей | СУПД | |||||
Пассивная безопасность: устранение травмобезопасных деталей | СУПД | |||||
Внешняя пассивная безопасность | ОП | |||||
Способы определения коэффициента сцепления | ОП | |||||
Послеаварийная безопасность; нормативы | ОП | |||||
Противоугонная безопасность | СУПД | |||||
Экологическая безопасность; нормативы | ОП | |||||
ГОСТ Р 51709-2001: система сигнализации; требования, проверка | РЕФ | |||||
Тормозные системы ТС: анализ с позиции БД | СПЗ | |||||
Оборудование для диагностики рулевого управления при техосмотре | СУПД | |||||
ГОСТ Р 51709-2001: особенности проверки автопоездов | РЕФ | |||||
Стенды для проверки тормозов; основные принципы работы | СУПД | |||||
Приборы для проверки тормозов на стендах и на дороге | СУПД | |||||
Современные типы автономного освещения | РЕФ | |||||
Ремни безопасности, характеристики, крепление | СУПД | |||||
Обзорность; ГОСТ Р 51266-99. Методы испытаний | ОП | |||||
Противоугонные устройства; принципы работы | СХЗ | |||||
Регуляторы тормозных сил: назначение; работа, характеристики | СПЗ | |||||
Травмобезопасные рулевые управления | СПЗ | |||||
Безопасные сиденья | СПЗ | |||||
Шум от ТС; влияние, нормативы, проверка | СПЗ | |||||
Оценка ударно-прочностных свойств кузова при ударах | РЕФ | |||||
Автоматическая регулировка зазоров в тормозных механизмах и БД | РЕФ | |||||
Безопасный автомобиль | СПЗ | |||||
Определение динамического коридора ТС при круговом движении | ОП | |||||
Показатели эффективности и устойчивости ТС при торможении | СПЗ | |||||
Развитие заноса и его гашение | СХЗ | |||||
Оценка и контроль состояния рабочего места водителя | СПЗ | |||||
Обосновать целесообразность применения регуляторов тормозных сил | СПЗ | |||||
Влияние технич. состояния ТС на эффективность торможения | РЕФ | |||||
Движение ТС с различной шинной поворачиваемостью | РЕФ | |||||
Влияние плавности хода ТС на БД | СПЗ | |||||
Внешняя и внутренняя информативность ТС | СПЗ | |||||
Принципы европейского и американского светораспределения | СПЗ | |||||
Методика проверки света фар ТС по экранам | ОП | |||||
Устойчивость ТС по скольжению и опрокидыванию | СПЗ | |||||
ЛИТЕРАТУРА
|
|
|
|
1 Афанасьев Л. Л. и др. Конструктивная безопасность автомобиля. – М.: Машиностроение, 1983. – 212 с.
2 Афанасьев М.Б. Водителю о дорожном движении. –М.:ДОСААФ,1980. – 160 с.
3 Безопасность конструкции автомобиля/ М.А. Андронов, Ф.Е. Межевич, Ю.М. Немцов, Е.С. Савушкин/. – М.: Машиностроение, 1985. – 160 с.
4 Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. –Л.: Лениздат, 1964. – 304 с.
5 Великанов Д.П. Эксплуатационные качества автомобилей. – М.: Автотрансиздат, 1962. – 399 с.
6 ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки.
7 Гуревич Л.В., Меламуд Р.А. Тормозное управление автомобиля. – М.: Транспорт, 1978. – 152 с.
8 Дорожные условия и режимы движения автомобилей /Под ред. В.Ф. Бабкова. – М.: Транспорт, 1967. – 224 с.
9 Дьяков А.Б. Безопасность движения автомобилей ночью. – М.: Транспорт,1984. – 200 с.
10 Закин Я.Х. Маневренность автомобиля и автопоезда. – М.: Транспорт, 1986. – 136 с.
11 Иванов В.Н., Лялин В.А. Пассивная безопасность автомобиля. – М.: Транспорт, 1979. – 304 с.
12 Иванов В.Н., Трунов С.Н. Безопасность движения на автомобильном транспорте //Экспресс информация. Автомобильный транспорт. Серия 2 /ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР. – М.: 1979. Вып.6.
13 Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. _М.: Транспорт, 1989. – 255 с.
14 Коноплянко В.И. Информативность транспортных средств. – М.: Машиностроение, 1984. – 96 с.
15 Краткий автомобильный справочник /А.Н. Понизовкин и др. – М.: АО «Транскосалтинг», НИИАТ, 1994. – 779 с.
16 Левитин К.М. Безопасность движения автомобилей в условиях ограниченной видимости. – М.: Транспорт, 1979. – 111 с.
17 Мирошников Л.В. и др. Диагностирование технического состояния автомобилей на автотранспортных предприятиях. – М.: Транспорт, 1977. – 263 с.
18 Немчинов М.В. Сцепные качества дорожных покрытий и безопасность движения автомобиля. – М.: Транспорт,1985. – 231 с.
19 Пенежко Г.И. Безопасность движения на автомобильном транспорте. – М.: Транспорт, 1976. – 216 с.
20 Правила дорожного движения Российской Федерации (с последними изменениями и дополнениями).
21 Ройтман Б.А. и др. Безопасность автомобиля в эксплуатации. – М.: Транспорт, 1987. – 207 с.
22 Ройтман Б.А. Обслуживание автомобильных приборов освещения и сигнализации. – М.: Транспорт, 1979. – 32 с.
23 Рябчинский А.И. Пассивная безопасность автомобиля. – М.: Машиностроение, 1983. -143 с.
24 Сергеев А.Г., Ютт В.Е. Диагностирование электрооборудования автомобилей. – М.: Транспорт, 1987. -159 с.
25 Сильянов В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения. – М.: Транспорт, 1977. – 303 с.
26 ГОСТ Р 51266-99. Автотранспортные средства. Обзорность. Технические требования и методы испытаний.
27 Журналы «За рулем» и др.