Техника переопределения проблемы. Когда пациенты жалуются на то, что «жизнь не имеет никакого смысла», они, похоже, допускают, что жизнь имеет смысл, который они не могут найти. Эта точка зрения близка к логотерапевтической позиции. Однако, согласно другим экзистенциальным подходам, люди скорее придают смысл, чем получают его. Поэтому экзистенциальные психотерапевты повышают осознание пациентами того, что в жизни нет никакого объективно присущего ей смысла, но люди ответственны за создание собственного смысла. Часто то, что относится к категории бессмысленности, лучше всего изучать в связи с другими предельными беспокойствами, связанными со смертью, свободой и изоляцией.
Пример применения такой техники переопределения проблемы бессмысленности мы также можем найти в восточной притче. Так, одно сказание повествует, что однажды Ходжа Насреддин умер и попал на небеса в чудесный сад, где послушный джинн исполнял все его желания. Очень скоро Ходже это наскучило и он решил заняться какой–нибудь работой. Однако джинн запретил ему это делать. Тогда через некоторое время Насреддин стал проситься куда–нибудь в другое место, да хотя бы в ад. «А ты думаешь, где ты находишься?» – засмеялся джинн.
Техника определения видов защиты от тревоги бессмысленности. Экзистенциальные психотерапевты помогают пациентам лучше осознавать используемые ими виды защиты от тревоги бессмысленности. Прежде всего это связано с прояснением таких вопросов, как, в какой мере стремление к получению денег, удовольствия, власти, признания, статуса коренится в их неспособности противостоять экзистенциальной проблеме, связанной с бессмысленностью. Насколько человек вообще серьезно относится к жизни? Защита от бессмысленности может быть одной из причин того, что пациенты относятся к жизни несерьезно, создавая тем самым проблемы, от решения которых они сознательно или подсознательно стремятся уклониться.
Техника содействия пациентам в их более активном участии в жизни состоит в том, что психотерапевт исходит из предположения о врожденном желании пациента всегда участвовать в жизни. Эта техника может заключаться в том, что психотерапевты предлагают пациентам установить и поддерживать аутентичные отношения в ходе психотерапии, что уже является их весомым вкладом в терапевтический процесс. Психотерапевты могут исследовать широкий диапазон надежд и целей пациентов, их системы убеждений, оценивать их способность любить и их попытки творчески выражать себя.
Отметим, что работа с бессмысленностью отличается от работы с другими предельными основаниями. В случаях со смертью, свободой и изоляцией психотерапевт организует процесс таким образом, чтобы пациент встретился с ними лицом к лицу. Однако когда дело касается бессмысленности, психотерапевт помогает отвернуться от вопроса, приняв решение о вовлеченности в жизнь.
Литература
Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология // Логос: Философско–литературный журнал. – № 3. – 1992 (1). – С. 125–135.
Бъюдженталъ Дж. В поисках сущности бытия: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической психотерапии. – М., 1999.
Бъюдженталъ Дж. Искусство психотерапевта. – СПб., 2001.
Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство / Пер. А. М. Руткевича. – М., 1990.
Кинг М., Цитренбаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия. – М., 1998.
Кьеркегор С. Наслаждение и долг / Пер. П. Ганзена. – Киев, 1994.
Къеркегор С. Страх и трепет / Пер. Н. В. Исаевой и С. А. Исаева. – М., 1993.
Лэнг Р. Д. Расколотое «Я». – СПб., 1995.
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб., 1998.
Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. – М., 1985.
Сартр Ж. – П. Бодлер / Пер. Г. К. Косикова // Ш. Бодлер. Цветы зла. Стихотворения в прозе. – М., 1993. – С. 449.
Тоффлер А. Футурошок. – СПб., 1997.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1991.
Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности / Пер. И. Б. Гриншпун. – М., 2000.
Эволюция психотерапии. Т. 3: «Let it be…»: Экзистенциально–гуманистическая психотерапия. – М., 1998.
Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. М. Занадворова и Ю. Овчинниковой. – М., 2001.
Ялом И. Когда Ницше плакал. – М., 2001.
Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / Пер.
А. Б. Фенько. – М., 1997.
Ялом И. Мамочка и смысл жизни: Психотерапевтические истории. – М., 2002.
Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии / Пер С. В. Жужунавы и М. Р. Миронова. – СПб., 2000.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. Т. С. Драбкиной. – М., 1999.
Barnes H. Humanistic Existentialism: The Literature of Possibility. – Lincoln, 1959.
Spiegelberg H. Phenomenology in psychology and psychiatry. – Evanston, 1972.
Глава 8 ГЕШТАЛЬТ–ТЕРАПИЯ[165]