Психотерапия и духовность тесно связаны друг с другом. Осо
знавая смысл
понятия
«исцеление души», мы создаем основу
для
разработки
подлинного
психотерапевтического
подхода.
Стремясь уяснить причины человеческих страданий и способы
их преодоления, я убедился, что достижение психической це
лостности и полноты жизни невозможно без понимания того,
какую роль в жизни человека играет Бог. Этот подход назван
мной моделью психического и духовного роста.
В данной главе, не вдаваясь в технические детали, я пыта
юсь изложить основы
«теологии исцеления и личностной ин
теграции», объединенные понятиями психического роста и ду
ховности. Этот подход используется мной в практической ра
боте с
людьми,
переживающими
конфликт с
религиозной
традицией или духовными представлениями. Я исхожу из того,
что влияние христианских церквей на психическое и духовное
здоровье лесбиянок, геев и бисексуалов является — в лучшем
случае — негативным, а нередко и в высшей степени деструк
|
|
тивным. Начну с
разъяснени я
смысла
некоторых
ключевых
понятий. Прежде всего
религией и духовным опытом.
необходимо
уяснить
разницу между
Духовный опыт
выходит за пределы
повседневного опыта и
способов восприятия человеком самого себя. Он позволяет че
ловеку
постигнуть
существование более
глубокой
реальности
и установить с ней контакт. Духовный опыт с трудом поддает
ся вербальному описанию, поскольку используемый нами язык
основан на повседневной реальности. В TQ же время важным
моментом работы, ориентированной на психический и духов-
Глава 13. Религиозные и духовные конфликты |329
ный рост, является совместное создание клиентом и психоте
рапевтом такого языка и таких форм символической и метафо
рической экспрессии, которые позволяли бы им передавать со
держание
духовного опыта.
Духовный опыт
обретается путем
установления человеком связи с Богом в себе самом. Органи
зованные религии мешают прямому контакту человека с Богом
в себе самом — они стремятся монополизировать или контро
лировать существующую между ними духовную связь. В тече
ние многих веков ведущие мировые религии — такие как хрис
тианство и ислам — пытались отстоять свое
исключительное
право на духовный опыт и предложить свое собственное пони
мание его смысла, нередко используя при этом и средства по
литического давления. С этой точки зрения религиозные ин
ституты
выступают в качестве агентов
социального контроля.
Формируя
нравственные
представления людей, они
нередко
интерпретируют священные тексты так, как считают нужным.
|
|
Религиозный опыт в свою очередь связан с опытом
посеще
ния человеком церкви и изучением ее учений, а также с осозна
нием человеком значения церкви и своих взаимоотношений с
ней на протяжении всей его жизни.
Ортодоксальные церкви
выступают против
многообразия
форм сексуальности и порождаемых ими стилей жизни и форм
духовного опыта.
Фундаменталисты и
догматики
осуждают и
преследуют лесбиянок, геев и
бисексуалов. Хотя в
последние
годы обозначились попытки отделить дискриминирующее от
ношение
ведущих
церквей к
представителям
сексуальных
меньшинств от присущего каждому человеку стремления к по
стижению смысла духовного опыта, связанного с поиском Бога
в себе самом.