Формирование толерантного поведения у субъектов педагогического процесса в условиях дополнительного образования

Котенкова Е. В.

ГО ВПО МО

«Коломенский государственный

педагогический институт» г. Коломна

научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор Г. С. Вяликова

Современная социально-политическая ситуация в мире и в России свидетельствует о необходимости формирования новых мировоззренческих приоритетов. Изменившаяся социальная реальность потребовала адекватного ей реформирования системы образования. Полная и глубокая модернизация образования – одно из приоритетных направлений образовательной политики российского государства. В числе задач, которые ставятся перед образованием, входит воспитание толерантной личности, готовой к терпимому отношению и взаимопониманию между этносами, социальными группами для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной или религиозной идентичностью.

Термин «толерантность», активно вошедший сегодня в социально-педагогический тезаурус, не нов. Уже в эпоху Просвещения проблема толерантности была введена в контекст философии образования, которая именно в это время становилась отдельной сферой философских поисков. В «Послании о веротерпимости» Дж. Локк подчеркивает важность толерантного поведения людей [3, 17].

Значение данного понятия не утратило актуальности и в наше время. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО, которая была принята 16 ноября 1995 года, даются следующие формулировки анализируемой категории: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». В то же время «толерантность не терпимое отношение к несправедливости, не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека.. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность, — вот принципы толерантности»[4, 1].

Таким образом, толерантность – это специфическое качество, основанное на способности личности без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственного мнения образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов, и противостоять негативным тенденциям проявления различных форм деятельности.

Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивает на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантного поведения в школьной среде.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом её формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Б. З. Вульов в своей статье «Воспитание толерантности: сущность и средства» отмечал: «Воспитание толерантности – это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были»[2,12].

Наша работы в школе в качестве психолога убеждает, что одной из наиболее острых педагогических проблем является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.

В педагогической практике накоплен большой опыт работы по формированию толерантного поведения в различных типах образовательных учреждений, включая учреждения дополнительного образования [А.М. Байбаков, В.С. Библер, М.А. Битянова, Б.З Вульфов В. А. Караковский, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Ямбург].

Дополнительное образование – образование в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Оно включает центры внешкольной работы, дома творчества, станции юных техников, натуралистов, туристов, экологические центры, детские оздоровительные центры и парки, клубы юных авиаторов, моряков, детские авогородки, дворцы спорта, детские стадионы и другие.

Учреждения дополнительного образования осуществляют разнообразную работу по развитию компонентов базовой культуры личности: культуры жизненного самоопределения; интеллектуальной, нравственной, гражданской, экологической, эстетической и физической культуры личности, пронизанной идеей формирования толерантного поведения.

Формирование толерантного поведения, основой которого является активная социальная позиция, возможно только при наличии мотивации и осознании субъектом того, зачем именно ему необходимо это качество. В условиях дополнительного образования ребёнку приходится часто взаимодействовать с различными социальными группами, работать в команде, находить общий язык с новыми людьми, быть готовым к принятию чужого мнения.

Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: " дети + учитель". В основе педагогической деятельности учителя должно быть непосредственное общение с учащимися как путь к толерантному взаимодействию. А это невозможно при отсутствии толерантного поведения у педагога. Поэтому начинать работу необходимо с формирования толерантных установок у учителя. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса в условиях дополнительного образования. Уважая и принимая позицию, мнение ребенка и при необходимости корректируя их, мы должны показывать ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Исходя из того, что детские учреждения дополнительного образования направлены на раскрытие способностей детей, создают условия для проявления их инициативы и активности, обогащают опыт ненасильственного сосуществования в природе и в социуме, следует дифференцированно подходить к процессу формирования толерантного поведения воспитанников с учетом возрастной динамики развития нравственных качеств, каковым является и толерантность.

В дошкольный период необходимо формировать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других людей, не похожих на самого ребенка. В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать чувство эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение.

В подростковый период проявляется негативизм, эгоцентризм, конфликтность, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир, развить толерантность как средство предотвращения противопоставленности социальному миру, обучать учащихся умению признавать точку зрения другого, находить выходы из конфликтной ситуации. Развивать интерес к другим народам, нациям можно посредством музейной педагогики, работы учащихся по сохранению школьных традиций. Данные задачи могут быть решены путем включения подростка в различные молодежные объединения в рамках учреждений дополнительного образования, которые помогают развитию активности и самодеятельности личности, удовлетворению различных интересов, т. е. социальному становлению и развитию личности. Всё это способствует самореализации субъекта в той или иной области, рациональному использованию свободного времени, профилактике правонарушений, обретению норм демократической культуры.

В юношеский период происходит дальнейшее формирование духовности, активной жизненной позиции, развиваются способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод. Важно опираться на потребность в самовыражении, самоутверждении, в то же время напоминать о границах толерантности. В этом возрасте целесообразно привлекать молодёжь к работе во всевозможных центрах дополнительного образования в качестве, например, вожатых в детских оздоровительных лагерях, кружководами, организаторами всевозможных конкурсов, викторин, праздников и др. Это позволит им приобрести опыт активного и толерантного взаимодействия как с более старшими, так и с более младшими группами социума.

Включение субъектов педагогического процесса в условия дополнительного образования способствует формированию у них основных стереотипов толерантного поведения: умение сочувствовать, сопереживать, выражать свои чувства без агрессии и насилия, содействует становлению нравственных смыслов и духовных ориентиров, организуется социально ценных отношений. Занимаясь любимым делом и работая в команде, дети учатся конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать с товарищами на основе равенства и согласия, приучаются к совместному решению проблем и разделению труда, видят, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

Таким образом, формирование толерантного поведения предполагает учёт теоретических аспектов анализируемой категории, возрастных особенностей личности ребёнка, разработку педагогической технологии, обеспечивающей оптимальный результат. Все это способствует созданию определенной структурно-логической модели формирования толерантной личности в условиях дополнительного образования.

Список используемой литературы

1. Байбаков А. М. Введение в педагогику толерантности: учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов/ Под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК, 2002.

2. Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. - №6. – С. 12-16.

3. Газман О. С. Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1995.

4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.// Учительская газета. – 2003., 12 сентября.

5. Локк Дж. Послание о веротерпимости // «Послание о веротерпимости» Джона Локка: точки зрения. - Екатеринбург, 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: