Характерные признаки советской системы специального образования

Вопрос. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

Дошкольные учреждения специального назначения

Принцип комплектования

Образовательный процесс

Характерные признаки советской системы специального образования

1. Основы отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20-30-е гг. прошлого века.

К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения:

• ясли-сады;

• детские сады;

• дошкольные детские дома;

• дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

2. Комплектование дошкольных учреждений специального назначения осуществлялось по принципу ведущего отклонения. Как отмечает Ю.В. Морозова, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями:

• слуха (глухих, слабослышащих);

• зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

• речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-грамматическим недоразвитием);

• интеллекта (умственно отсталых);

• опорно-двигательного аппарата. Наполняемость группы - до 15 воспитанников.

В штат специальных дошкольных учреждений были введены:

• олигофренопедагоги;

• сурдопедагоги;

• тифлопедагоги;

• логопеды;

• дополнительные медицинские работники.

3. Образовательный процесс осуществлялся в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Его особенности:

• перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами;

• организация специальных занятий (например, развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.);

• полное финансирование из госбюджета.

4. Характерные признаки советской системы специального образования дошкольников:

• дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения;

• диагностические ограничения, исключавшие возможность получения общественного дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопатоподобное поведение, умственная отсталость в степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети с перечисленными выше отклонениями в развитии воспитывались в условиях семьи либо в единичных специализированных учреждениях;

• до 2-летнего возраста ребенок практически не имел психолого-педагогичеекого сопровождения (в ясли-сад принимали детей только с 2 лет, в детский сад - с 3 лет);

• закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии;

• искусственная отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества.

Тем не менее значительные достижения советской системы специального образования дошкольников составляют фундаментальную основу современной специальной дошкольной педагогики.

Использованные источники: Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 168-171.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: