o Отсутствие навыков самоконтроля. Не может самостоятельно контролировать свои эмоции, ребёнок не может наметить перспективу, просчитать ситуацию.
o Отсутствие контроля со стороны родителей, неумение самостоятельно организовывать свой досуг.
o Дефицит общения в семье.
o Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
o Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.
o Стремление подростка уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.
o Родители не осознают взросление ребёнка и не изменяют стиль общения с ним.
o Ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином.
o Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.
o Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками.
o Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.
Признаки компьютерной зависимости
o Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон;
|
|
o Из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе;
o Подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей;
o Интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером.
o Вы замечаете, что подросток стал более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.
o Отрыв от работы или игры за компьютером воспринимается агрессивно, ребенок не откликается на просьбы.
o Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно.
o Начались проблемы с учёбой.
o Появились проблемы в общении, частые конфликты
o Подросток скрывает от окружающих сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.
o Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх, Интернете.
o У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.
o Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.
o
Стадии психологической зависимости от компьютерных игр
1. Стадия увлечения на фоне освоения. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер.
2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры.
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.
|
|
3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменением самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Подростки не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.
4.Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.