Основываясь на собственных наблюдениях и исследованиях других ученых, мы разработали своего рода «психофизиологическую» модель, которая демонстрирует, как именно взаимодействие психологических и физиологических факторов способствует возникновению рака. В этой модели мы стремились объединить результаты различных исследований Чтобы лучше понять эту модель, постарайтесь представить себе имеющиеся научные данные в виде детской игрушки-мозаики. Обладая всего несколькими фрагментами, трудно вообразить, что представляет из себя вся итоговая картинка, но, по мере того как вы складываете все большее количество деталей, рисунок проступает все отчетливее. Модель — это попытка составить представление о целом прежде, чем будут собраны все его фрагменты. Нередко бывает, вы считаете, что все фрагменты стоят на своих местах, и вдруг в самый последний момент оказывается, что последняя деталь подойдет, только если переставить кое-что в уже сложенной части мозаики Так и с научными моделями. Часто, чтобы привести их в соответствие с последними открытиями, в них приходится что-то изменять.
Психофизиологическая модель развития онкологического заболевания
Модель, приведенная на схеме 1, — это как раз то целое, которое мы сложили, основываясь на современных данных