Нормального и патологического

(Дюркгейм. Метод социологии, гл.Ill, c.447-471)

Разграничение нормального и патологического = неотъемлемая часть социоло­гического метода. Необходимость данного разграничения — одно из условий научного исследования, обеспечивающее практическую значимость его резуль­татов. Наука, помимо всего прочего, должна дать объективный ответ на вопрос, какие социальные явления нормальны, а какие ненормальны (наука как эле­мент общества должна быть функционально полезной для общества, т. е. ее результаты должны быть практически значимы).

Задача науки: дать объективный ответ, что такое норма, свободный от ценно­стных (субъективных) суждений и от идеологических предпочтений. Иначе го­воря, нужен объективный критерий для отделения нормы от патологии. — По­этому такой критерий должен быть не интуитивно выработан, а извлечен из самой реальности.

"Если... мы найдем объективный критерий, внутренне присущий самим фактам и позволяющий нам научно отличать здоровье от болезни в раз­ных категориях социальных явлений, то наука будет в состоянии прояс­нить практику, оставаясь в то же время верной своему методу" [1, с.449]. "Не надо забывать, что отличать нормальное от ненормального важно главным образом для прояснения практики" [1, с.458].

Согласно правилам наблюдения социальных фактов, в группу иссле­дуемых явлений, которой дано предварительное определение, долж­ны включаться все объекты: и нормальные, и патологические = патологические факты являются полноценными социальными фак­тами, в полной мере отвечают определению "социального факта"

(исходя из требования ОБЪЕКТИВНОСТИ)

Нормальные явления

- "факты, которые именно таковы, какими они должны быть";


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: