1. Индивид "зависит от общества
потому, что зависит от составляю-
щих его частей" [1, с. 125]
2. Индивид солидарен с обществом как с "системой различных социальных функций, соединенных определенными отношения-ми"(вторая сторона общества) [1, с. 125-126]
3. Органическая солидарность
"предполагает, что они [индивиды]
друг от друга отличаются... [Она]
возможна только при условии, если
всякий имеет свою собственную
сферу действия, а следовательно, и
личность. Итак, нужно, чтобы кол
лективное сознание оставило от
крытой часть индивидуального соз
нания для того, чтобы в ней устано
вились те специальные функции,
которые оно не может регламенти
ровать. И чем обширнее эта об
ласть, тем сильнее связь, вытекаю
щая из этой солидарности. Действи
тельно, с одной стороны, каждый
тем теснее зависит от общества,
чем более разделен труд, а с другой
— деятельность каждого тем лично-
стнее, чем более она специализи
рована... Здесь...индивидуальность
целого возрастает вместе с индиви
дуальностью частей; общество ста
новится способнее двигаться согла
сованно, в то время как каждый из
его элементов производит больше
собственных движений... Единство
организма тем больше, чем отчет
ливее эта индивидуализация частей"
[1, с. 127-128]
Реститутивное право включает административное, процессуальное, договорное, коммерческое, семейное право и т.п. (кроме уголовного). Реститутивное право защищает состояния сознания, чуждые коллективному сознанию (частные интересы). Определяемые реститутивным правом отношения связывают индивида с обществом косвенным образом.
Особое место в реститутивном праве занимает кооперативное право, регламентирующее отношения сотрудничества между индивидами, проистекающие из разделения труда.
ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ.
Органическая солидарность символизируется кооперативным (реститутивным) правом.
Она проистекает из разделения труда (и соответственно роста индивидуальных различий).
ИТАК:
2 вида права | Репрессивное А | Реститутивное (кооперативное) |
Санкции | Репрессивная (наказание) АФ | Реститутивная (восстановление положения вещей) а |
2 вида солидарности | МЕХАНИЧЕСКАЯ (проистекает из сходства) | ОРГАНИЧЕСКАЯ (проистекает из разделения труда, т.е. из различий) |
Для различных социальных типов характерен разный удельный вес (=роль =значимость) этих двух видов солидарности, выражающийся в относительном объеме (соотношении объемов) двух видов права в совокупной системе правового регулирования.
Для "примитивных" (= древних = сегментарных) обществ характерно преобладание репрессивного (уголовного) права: жесткие санкции (наказания) за нарушения норм поведения, освящаемые религиозными предписаниями. Чем выше социальный тип, чем более развито в нем разделение труда и чем выше индивидуальные различия, тем шире сфера отношений, регулируемых реститутивным правом, и, соответственно, тем больше удельный вес органической солидарности в интеграции общества.
ЗАКОН ПЕРЕХОДА ОТ МЕХАНИЧЕСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ К ОРГАНИЧЕСКОЙ.
"...Все социальные связи, происходящие из сходств, постепенно ослабляются. Самого по себе этого закона уже достаточно, чтобы показать всю важность роли разделения труда. Действительно, так как механическая солидарность идет на убыль, то или собственно социальная жизнь должна уменьшиться, или какая-нибудь другая солидарность должна мало-помалу заменить убывающую" [1, с. 165].
"Если, кроме того, вспомнить, что механическая солидарность даже там, где она наиболее прочна, не связывает людей с такой же силой, как разделение труда, что она оставляет вне сферы своего действия большую часть теперешних социальных явлений, станет еще яснее, что социальная солидарность стремится стать исключительно органической" [1, с. 166].
"Механическая солидарность, существующая вначале одна, или почти одна, постепенно утрачивает почву; мало-помалу берет верх органическая солидарность: таков исторический закон" [1, с. 166].
МЕХАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ |
ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ |
преобладание реститутивного права |
преобладание репрессивного права [социальное = рели гиозное] |
• падение определенности и интенсивности коллективных представлений = падение силы религиозного воздействия; сужение сферы религиозных преступлений;
сегментарная структура [орда, клан] |
сложная социальная структура |
освобождение экономической,
политической, научной сфер из
под религиозного влияния;
развитие социальной структуры от сегментарного типа к современному;
развитие индивидуальности, связанное с разделением труда и сужением сферы коллективного сознания;
увеличение сплачивающей функции разделения
труда; возрастание роли профессиональной среды
в формировании индивида, и т.п. _______________
9. Теория "разделения общественного труда":