Участники делятся на три-четыре группы. Запишите предложения, которые родители могут говорить своим детям, чтобы поддержать их или наоборот подавлять их.
Созависимые послания | Поддерживающие послания |
Ты упрямый | Ты можешь попросить о том, что тебе необходимо |
Ты должен быть идеальным | Ты можешь ошибаться |
Поторопись | Можешь не спешить |
Приложи все силы | Ты можешь это сделать |
Всегда будь правильным | Ты можешь признать, что не прав |
Будь как все | Ты можешь найти тот способ что-то делать, который годится для тебя |
Не доверяй другим | Ты можешь доверять своей интуиции, чтобы решить что делать |
Ты меня огорчаешь | Ты можешь научиться правилам, которые помогут тебе жить с другими |
Ты должен быть серьезным | Я люблю тебя, даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с тобой |
Ты должен помогать мне | Не мог бы ты мне помочь |
У тебя никогда ничего не получится | Ты можешь подумать, прежде чем сказать «да» или «нет» и учиться на своих ошибках |
Ты как всегда не прав | Ты имеешь право поступать, исходя из своих убеждений и ценностей |
Ты бестолковый | Ты имеешь право чего-то не знать или не уметь |
Будь самостоятельным | Ты всегда можешь попросить моей помощи и поддержки |
Ты без меня ничто | Ты можешь думать за себя и получать помощь, вместо того, чтобы быть несчастным |
Ты невыносим | Я говорила тебе, что люблю тебя? Я люблю тебя! |
Послания о сделанном плохо могут способствовать самоуважению другого человека, если они уважают другого, показывают, что вы достаточно о нем заботитесь, чтобы устанавливать границы, и призываете одерживать победы. Послание о том, что поведение должно быть изменено, даются с любовью: Не делай это …, потому что ты важен. Они даются уважительно: Не делай это …, потому что это может повредить тебе или другому. Ты можешь сделать это лучше.
|
|
Обсуждение:
– Перечислите признаки социально-поддерживающей системы.
Ведущий записывает на ватмане признаки социально-поддерживающей систем (например, взаимное уважение, возможность открыто высказывать свое несогласие, критическое мнение по поводу поступков другого, не унижая его при этом; открытость членов группы; взаимопонимание, сопереживание).
Затем участники приводят примеры проявления перечисленных признаков и изображают семью, ведущую себя согласно указанным примерам.
– Перечислите признаки социально-подавляющей системы.
Ведущий записывает на ватмане признаки социально-подавляющей системы (например, унижение одного из членов группы другими, создание проблем для одних членов группы с целью получения преимуществ и выгоды для других).
|
|
Участники приводят примеры социально-подавляющего поведения и демонстрируют их в ролевых играх.
3.2. Упражнение «Я хочу, чтобы мама …, Я хочу, чтобы папа …»
Участникам предлагается продолжить следующие незаконченные предложения самостоятельно и дописать на стикерах продолжения.
Обсуждение:
– Как вы считаете, все ли требования обоснованны?
– Признаки какой системы (подавляющей или поддерживающей) вами выделены.