Материалы для ведущего

Манипуляция – это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику другого человека целей, желаний, намерений, отношений и установок, не совпадающих с теми, которые имеются у жертвы в данный момент.

Первой характеристикой манипуляций является возбуждение у другого человека (жертвы) желаний, намерений или установок, не совпадающих с его актуально существующими (например, реклама жевательных конфет «Рондо»: «Если я говорю к маме, значит к маме!»).

Второй характеристикой манипуляций является нацеленность на изменение направления активности другого человека (жертвы), совершение ею заданных манипулятором действий, причем психологическое воздействие выполнено столь искусно, что остается незамеченным другим человеком.

Третьей особенностью является создание у другого человека (жертвы) впечатления самостоятельного управления собственным поведением (мотивирование).

Таким образом, выделяется пять групп признаков, характеризующих понятие «манипуляция»:

1) родовой признак – психологическое воздействие;

2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей;

3) стремление получить односторонний выигрыш;

4) скрытый, неявный характер воздействия, обман;

5) использование психологической силы, игра на слабостях [65, 39].

Наиболее грубая форма воздействия – психологическое давление. Для его осуществления, чтобы быть уверенным в успехе действия, манипулятор старается создать перевес сил над партнером, т.е. иметь явное преимущество по какому-либо параметру: квалификации, должности, владению информацией, контролю над ситуацией и т. д.

Имеется много манипуляционных технологий. Все они так или иначе связаны с искажением информации, в которую жертва должна поверить. Для этого манипулятору необходимо сделать ряд подготовительных действий: отвлечь внимание другого человека от своих реальных намерений, вступить с ней в доверительный контакт, выявить важные мотивы и привычные стереотипы. После этого манипулятор убеждает другого человека, что действует именно в ее интересах и может добиться того, что он добровольно делает то, что нужно манипулятору, порой не замечая этого и лишь потом только догадываясь об обмане (да и то не всегда).

Ученые выделяют продолжительные манипулятивные стратегии поведения, имеющие целью привлечение внимания человека и привязывание его к манипулятору:

– убеждение человека к его уникальной привлекательности («Я впервые встречаю такого человека, как ты!», «Да не слушай ты их, ты такая хорошая!»);

– убеждение человека в своей уникальной привлекательности («Я тебя так понимаю!»);

– планирование счастливого совместного будущего без учета реальных средств его достижения;

– попытка стать неотъемлемой частью жизни другого человека («Я всегда буду присутствовать в твоей жизни!»);

– дорогие подарки и недешевые услуги в расчете: «теперь ты мне должен»;

– запугивание жертвы и стремление вызвать в нем переживания страха («Если ты этого не сделаешь, то …»);

– развитие у другого человека чувства навязанного долга («Ты должен, а хочешь ты или нет, не имеет значения!»);

– вынуждение жертвы переживать вину и раскаяние в то время, когда тот ни в чем не виноват («Ты сам подумай: именно ты один во всем виноват!», «Я для тебя столько сделал, а ты …»);

– развитие у другого человека чувства подавленности, неуверенности в себе и снижение самооценки («Если ты этого не сделаешь, то …», «Ты не сможешь жить без меня!»);

– напоминание об усилиях и времени, потраченных на партнера и другие («Я для тебя пожертвовал всем!») и другие [46, 53].

Чтобы успешно противостоять манипулированию, необходимо:

– распознать сам факт манипулятивного влияния;

– сохранять эмоциональное спокойствие, невозмутимость (манипуляторы, как правило, ловят жертву на эмоциях);

– планомерно отстаивать свои интересы, не идя на поводу у манипуляторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: