Пример. Женщина лет 40 (Катрин) безумно боялась зубных врачей

Женщина лет 40 (Катрин) безумно боялась зубных врачей.

Терапевт. Когда Вы вылечитесь и не будете бояться стоматологов, ког­да сможете без проблем лечить зуб, что изменится в Вашем самовосприя­тии?

— Ой, да это будет замечательно! Я перестану стыдиться себя.

— Предположим, что Вы уже стали таким человеком. Закройте глаза и представьте себе эту изменившуюся женщину. Посмотрите, как замечатель­но быть уверенной в себе и ничего не бояться. Ну как?

— Великолепно! — на лице ее сияла улыбка.

— Отлично. А теперь закройте глаза и представьте себе, что Вы входи­те в кинотеатр и усаживаетесь на свободное место в центре зала. Кивните, когда сумеете это представить. (Она кивнула.) А теперь, оставаясь сидеть в кресле кинотеатра, мысленно перенеситесь на самый задний ряд, откуда Вы сможете видеть себя, сидящую в центре зала. Фильм, который Вы смот­рите, черно-белый, о том, как Вы встаете утром и узнаете о вечернем при­еме у стоматолога.

Вы начинаете нервничать и придумывать предлог, чтобы не пойти на прием. Но кто-то из домашних сажает Вас в машину, и вот Вы в комнате ожидания у зубного кабинета. Вы слышите жужжание бормашины, а вскоре сестра предлагает Вам пройти в кабинет. Вы садитесь на кресло, зубной врач осматривает Ваши зубы и ставит Вам пломбу, после чего Вы в изне­можении выходите из клиники. А теперь остановите фильм и откройте гла­за. Ну как, получилось?

— Да, было не просто, но думаю, что получилось.


— Отлично! А теперь проделайте это еще раз, но уже самостоятельно и
побыстрее. Помните, что Вы смотрите на саму себя, сидящую в кинотеат­
ре. Фильм должен быть черно-белым. Кивните, когда увидите себя выходя­
щей из клиники, остановите фильм, но глаза не открывайте.

Примерно через минуту она кивнула.

— Теперь, когда фильм остановился, посмотрите, как Ваше тело, сидя­
щее в центре кинозала, встает, подходит к экрану и входит прямо в экран.
Как только Ваше тело становится частью картинки на экране, фильм стано­
вится цветным (прием частичного отождествления с позитивным приняти­
ем свершившегося. — Н.Л.). Посмотрите его еще раз, но теперь прокручи­
вая события назад: Вы выходите из клиники, садитесь в кресло врача, еде­
те с мужем на прием, встаете утром и т.д. Просмотрите фильм в обратном
порядке и откройте глаза.

Когда Вы рассматриваете нечто устрашающее с необычной точки зре­ния (в данном случае — в обратном порядке событий), Ваш страх прохо­дит. Но я считаю, что кашу маслом не испортишь, и подстраховываюсь, используя другую технику. На этот раз я применил метод замены слайда (выделено мною. — Н.Л.) в нескольких вариантах.

Сначала она быстро заменяла черно-белый слайд с только что проснув­шейся Катрин, думающей с ужасом о вечернем приеме у врача, на цветной слайд с бодрой и радостной Катрин, говорящей себе: «Какой прекрасный день! Хорошо, что сегодня я наконец залечу свой зуб».

Я попросил Катрин проделать это упражнение восемь раз с коротки­ми интервалами, во время которых она открывала глаза. Затем мы ме­няли черно-белый слайд, на котором Катрин со словами "О Боже!" вхо­дила в приемную стоматолога, на цветной слайд, где она улыбалась и говорила: «Как я рада, что скоро запломбирую свой зуб и у меня все будет в порядке!»

После того как мы проделали упражнение с подменой слайда с семью различными сюжетами, я попросил Катрин посмотреть фильм о себе еще раз. Она это сделала очень быстро и сказала, что цветной начался для нее еще до того, как окончился черно-белый.

Затем мы с Катрин прошли на другой этаж к моему знакомому стомато­логу. Я посадил ее в кресло и включил бормашину. «Раньше меня бы уже всю трясло», — с улыбкой созналась Катрин. Когда она уходила, я слышал, как она тихо напевает какую-то песенку [6].

Одной из весьма часто используемых техник в НЛП является движение по линии жизни. Суть ее состоитвтом, что клиента про­сят вообразить на полу линию, символизирующую его жизнь, то место, на котором он при этом находится, означает настоящий момент. Затем клиент совершает последовательные шаги по этой линии в прошлое или будущее и вспоминает по ходу своего дви­жения те или иные значимые события или осознает свои ожида­ния относительно будущего. При обнаружении той или иной трав­мы в прошлом проводится преобразование негативных пережива­ний, с тем чтобы устранить их влияние на настоящее и будущее клиента.


Значимое место в работе по методу НЛП занимает поиск пози­тивного ресурса и перенос его в ту ситуацию, которая является травматической или представляет для клиента некоторую трудность.

Довольно часто в системе НЛП применяется метод метафор [4, 9], т.е. использование рассказов, сказок, анекдотов, притч и т.д., в которых в неявной форме дается решение проблемы кли­ента. Это решение ускользает от контроля его сознания, непосред­ственно воздействуя на подсознание. Великим мастером метода метафор (или иносказания) был Милтон Эриксон [10, 12], кото­рый, собственно, и был его родоначальником в русле психотера­пии (древние мудрецы и ораторы часто использовали его в фило­софских спорах).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое первичная репрезентативная система?

2. Какие типы репрезентативных систем вам известны?

3. Что такое подстройка?

4. Для чего употребляется «якорь»?

5. Как осуществляется процесс переформирования?

6. Что такое тройная визуально-кинестетическая диссоциация?

7. В чем принцип воздействия метода метафор?

Литература

1. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами. — СПб., 1994.

2. Лндреас К., Андреас С. Сердце разума. — Новосибирск, 1993.

3. Гиллиген С. Терапевтические трансы. — М., 1997.

4. Гордон Д. Психотерапевтические метафоры. — Подольск, 1994.

5. Гриндер Д., Бэндлер Р. Наведение транса. — Волковыск, 1994.

6. Грэхем Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. — М., 1993.

7. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. — М., 1997.

8. КоннорД., СейморД. Введение в нейролингвистическое програм­мирование. — Челябинск, 1998.

9. МиллсД., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внут­реннего ребенка». — М., 1996.

10. Семинар с Милтоном Г. Эриксоном. — М., 1994.

11. Хеллер С, Стил Т.Л. Монстры и волшебные палочки. — СПб., 1994.

12. ХэйлиД. Необычайная психотерапия. — СПб., 1995.


Глава 13. ТРАНСАКТНЫИ АНАЛИЗ Э. БЕРНА

Так называемый трансактный анализ принес совершенно но­вый взгляд на взаимодействие людей в процессе общения и суще­ственно обогатил арсенал методов психотерапевта. Он позволил увидеть скрытые механизмы патологического поведения, в осно­ве которого лежат неосознаваемые самим человеком запрограм­мированные игры и сценарии жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: