Метод опроса

Что же такое опрос?

Опрос - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте входе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения социолога (интервьюера) и опрашивае­мого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вытекающие из цели и задач исследования вопросы, заданные со­циологом.

Вопрос есть письменное или устное обращение исследователя к респонденту с целью выявления его мнения, которое выступает в качестве данных социологического исследования.

Анкета (опросный лист, вопросник) - систематически организо­ванный набор вопросов, которые определяются целью и задачами исследования.

Респондент (опрашиваемый, опрошенный) - лицо, участвующее в опросе в качестве источника социальной информации (тот. кто от­вечает на вопросы анкеты, и тот, у кого берут интервью).

Интервьюер (анкетер) - лицо, осуществляющее общение с ре­спондентами с помощью опросника с целью сбора информации.

Опрос - это ведущий метод в изучении сознания (установок, ори­ентаций, мотивов, интересов, ожиданий) людей.

Основные нормативные требования, четкое формулирование ис­следовательских задач, адекватность вопроса (и вопросника) задачам исследования, доступность формулировок вопросов респондентам, соблюдение в ходе опроса социально-психологических основ обще­ния, этических норм, учет особенностей и компетенции респонден­тов и интервьюеров, пробуждение интереса респондентов в ходе опроса, точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса.

Программа проведения опроса обычно включает все основные структурные элементы программы социологического исследования.

Объект опроса - социальная общность, группа, коллектив, инди­вид. При проведении референдума объектом опроса выступает на­селение (граждане) страны.

Предмет опроса - субъективно-оценочная информация, которая выражается в мнении респондентов и характеризует их поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их личной и об­щественной жизни.

В прикладной социологии выделяют различные виды опроса и прежде всего анкетный опрос, интервью, экспертный и социометри­ческий опросы. Основными, наиболее распространенными метода­ми опроса являются анкетирование и интервьюирование.

По степени охвата генеральной совокупности различают сплош­ные и выборочные опросы. По процедуре опрос может быть индивидуальным, обращенным к одному лицу, или групповым, обращенным к какой-то группе лиц.

По форме проведения он может быть устным, когда высказыва­ния респондента регистрирует исследователь, и письменным, когда ответы на вопросы записывают сами респонденты. Первый характе­рен для интервью, второй - для анкеты.

По характеру взаимодейс твия интервьюера и респондента разли­чают очные опросы, когда осуществляется непосредственный кон­такт исследователя с респондентом, и заочные, когда непосредствен­ный контакт между ними отсутствует.

По степени стандартизации процедур выделяют стандартизиро­ванные (проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (свободное интервью, планируются лишь тема ц общее направление беседы) опросы.

Проводя опрос, следует иметь в виду его познавательные грани­цы, возможности. Достоверность информации зависит от многих причин, в том числе от сферы явлений, событий, о которых спра­шивает исследователь. Польский социолог 3. Гостковский класси­фицирует всю совокупность явлений, исследуемых методом опроса, на пять групп в зависимости от степени достоверности получаемой информации. Рассмотрим эти группы в порядке убывания достоверности.

К первой группе относится уровень информированности респон­дентов но различным проблемам, исследуемым в опросе. Здесь ис­пользуются тесты или вопросы экзаменационного типа. Принято считать, что такого рода данные весьма достоверны при условии, что выявление информированности не угрожает респондентам не­приятностями, не нарушает их социопсихологического комфорта (не затрагивает их профессиональной репутации, их личного пре­стижа, самооценок).

Вторую группу составляют сведения о месте и дате рождения, числе детей, месте работы, пользовании различными видами транс­порта, времени окончания учебных заведений и т. п. При ответах на соответствующие вопросы возможны случайные ошибки, не нару­шающие достоверности данных о выборочной совокупности в це­лом. Встречающиеся систематические ошибки зависят от возможно­стей памяти респондентов, понимания смысла вопросов, от влияния соображений престижности.

В третью группу входят оценки и предпочтения опрашиваемых по поводу различных видов поведения, предметов потребления. Та­кого рода предпочтения изучаются в опросах, посвященных конъ­юнктуре спроса, предпочтениям в сфере досуга. Цель этих опросов - потребительский, рыночный прогноз поведения людей.

Четвертая группа - жизненные ценности, идейные убеждения, приоритеты государственной политики. Данные, получаемые при соответствующих опросах, подвержены действию многих факторов: давлению стереотипов, абстрактной терминологии при формулиро­вании вопросов, низкой информированности опрашиваемых о суще­стве проблемы и т. п.

Пятая группа - явления, получение достоверных сведений о ко­торых особо проблематично: незаконные доходы, уход от налогов, алкоголизм, наркомания, проституция, хищения на производстве, взяточничество, коррупция и пр. Общество осуждает эти явления и признает необходимость борьбы с ними, поэтому полученная при опросе информация требует контроля, сопоставления с другими данными. В некоторых случаях применение массовых опросов на указанные темы нецелесообразно из-за невозможности получения достоверных сведений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: