Концептуальные основы системы непрерывного образования

Идея непрерывного образования существует в современном педагогическом сознании на двух уровнях – обыденном и научном. Первый связан с житейскими, «от здравого смысла» представлениями о том, что необходимо постоянно учиться, потому что жизнь динамична, меняется окружающий социум, производство, труд. Такие представления встречаются и в некоторых публикациях, где непрерывное образование трактуется как систематическое пополнение знаний, совершенствование умений и навыков, как образование, не прерывающееся с приходом человека в сферу самостоятельной трудовой деятельности. «Обучение человека, его общая и профессиональная подготовка не есть только этап, во время которого он готовится к «настоящей жизни», а является неотъемлемой составной частью этой жизни и перманентно продолжается на протяжении всего его существования» (В.Г. Владиславлев). Такие взгляды точно выражаются признанной мудростью – «век живи, век учись». Их существо, отмечается в исследованиях (В.Г. Онушкин, Г.П. Зинченко и др.), сводится к мысли о полезности пожизненного накопления знаний, постоянного расширения жизненного кругозора.

В отличие от обыденных научные интерпретации непрерывного образования представлены многообразием концепций, зависящих от того, в рамках предмета какой науки или парадигмы эта проблема рассматривается. Так, философия образования исследует феномен посредством категорий непрерывности, взаимосвязи, интеграции, преемственности, единства, системы, функции, свободы, самореализации и многих других. В психологии концепция непрерывного образования описывается через выявление мотивационно-смысловых основ овладения профессией, совершенствования в ней, понятие личности как субъекта профессионального выбора, характеристику ценностно-смысловой и рефлексивной деятельности субъекта образовательного процесса. Суть педагогической концепции, интегрирующей результаты междисциплинарных исследований, видится в раскрытии природы непрерывного образования посредством категорий цели, содержания образования, методов и форм обучения и входящих в их состав конкретных образовательных технологий, критериев эффективности процесса непрерывного образования, механизмов управления.

Основополагающая концептуальная идея современного представления о непрерывном образовании состоит в том, что система должна обеспечить такой тип личностного и профессионального развития, который традиционной системой профессиональной подготовки, локализованной в отдельно взятом образовательном учреждении, недостижим, так как последнее изначально ориентировано на определенную неявным образом «знаниевую» функцию образования. Специалист, не прошедший целостную многоэтапную и многопрофильную социализацию в области своей профессии, не может быть подготовлен к ее «исполнению» на современном уровне. Непрерывное образование обеспечивает полноценную самореализацию в определенном личностном и профессиональном образе жизнедеятельности.

Таким образом, система непрерывного образования – ведущая стратегия развития сферы образования в России. Непрерывное образование – принцип формирования личности, обуславливающий создание для нее условий свободного доступа к высшим уровням образовательной лестницы, постоянного и систематического повышения имеющейся квалификации, обновления знаний.

Системообразующим фактором непрерывного образования является осознанная потребность личности в постоян­ном развитии, реализуемая посредством упоря­доченного множества различных образователь­ных структур.

Непрерывное образование стано­вится универсальной формой получения высшего образова­ния и продолжения среднего образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: