Фiлософiя Платона: теорiя iдей, пiзнання,соально-полiтинi погляди. Аналшз проблематики праi Платона Держава

Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции - Платон (427-347 гг. до н.э.). Платон был представителем афинской рабовладельческой аристократии. В возрасте 20 лет случайность пересекла дороги жизней Платона и Сократа. Сократ становится учителем Аристотеля. После того как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и ненадолго переселяется в Мегару, после чего снова возвращается в родной город и активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые в истории создает академию. До нашего времени дошла информация о 35 философских трудах Платона, большинство из которых были изложены в форме диалога.

Вершиной и основой всего он считал идеи. Материальный мир - лишь производная,тень мира идей. Лишь идеи могут быть вечными. Идеи - есть истинное бытие, а реальные вещи - это бытие кажущееся. Выше всех других идей Платон ставил идеи красоты и добра. Платон признает движение, диалектику, которая является результатом конфликта бытия и небытия, т.е. идеи и материи. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает у Платона как вторичное, несущественное. Истинное познание - это познание, проникающее в мир идей - познание разумное. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна.

Философия Платона - это учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий. Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Они составляют особый надкосмический мир - мир идей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте.

Основные философские принципы платонизма: 1) Идея вещи есть смысл вещи. 2) Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними новое качество. 3) Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи. 4) Идея вещи невещественна. 5) Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчленённости, противостоящую всякому донаучному пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.

В своем сочинении " Государство" Платон строит модель исправленного и улучшенного человеческого общества.

Диалог Платона, состоящий из 10 книг. Писался, по видимому много лет, поскольку на нем заметны отпечатки различных настроений Платона. Первую книгу большинство исследователей относят к раннему периоду творчества Платона (иногда этот период называют “фрасимах”), 2-10 книги относятся к зрелому периоду (завершены к 374 г. до н. э.). Главные действующие лица: Сократ, Кефал, Главкон, Азимант и Полемарх. Диалог развивает единую тему: о справедливости. С этой точки зрения его можно разделить на 6 частей. '/ '

В 1-й части (кн. 1) - постановка вопроса о справедливости и невозможность его разрешить традиционного сократовского определения понятий.

Во 2-й части собеседники приходят к необходимости найти особый метод исследования: мысленный эксперимент.

В 3-й части (кн. 2 - 4): поскольку справедливость и несправедливость явственней проявляется не в отдельном человеке, а в государстве, и поскольку государство и чел. душа имеют аналогичные строения, Сократ предлагает очерк идеального государства: побудительная причина создания государства - многообразие материальных нужд человека и невозможность их удовлетворить в одиночку; каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден; необходимо защищать гос-во, а для защиты необходимо особое сословие сторожей; Всех жителей "идеального" государства разделяет на три класса: Низший класс - объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем. Второй и третий класс - классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса. Три сословия граждан: правители - философы, стражи, земледельцы и ремесленники соответствуют 3-м частям души: разумной, эффектной и вожделеющей или трем добродетелям: мудрости, мужества и сдержанности. 4-я добродетель - справедливость - есть выполнение каждым соответствующей ему в гос-ве функции.

В 4-й части (кн. 5 - 7) - попытка указать средства, позволяющие воплотить идеальное государство в жизнь: общность жен и детей у стражей, особое воспитание стражей, отсутствие у них личной собственности. Во главе гос-ва должны стоять правители - философы, от природы способные познавать бытие и истину. Философы охраняют стальных людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь "идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам. Путем сравнения с пещерой Сократ показывает, насколько трудно обратиться к созерцанию идей прекрасного, справедливого и доброго; однако это необходимо правителям гос-ва, а направить их к этому могут искусство счета, геометрия, астрономия, музыка и диалектика.

В 5-й части (кн. 8-9) рассмотрено несправедливое общественное устройство (тимократия олигархия, демократия, тирания). Тимократия- власть честолюбцев еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и 'при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. В олигархическом государстве уже имеется четкие разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, приводит к ее перерождению в демократию. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают, восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании. Тирания. Если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. |

6-я часть показывает, что справедливые счастливее несправедливых, т.к. они получают большее и более подлинное удовольствие в этой и загробной жизни.

В “Государстве” развито учение Платона об обществе и гос-ве, бытии и познании, изложены этические, психологические, педагогические знания. Через весь трактат проходит параллель души и гос-ва, глядя на идеальный образец гос-ва человек должен задуматься над тем, как устроить самого себя. Однако Платон нарушает собственное условие мысленного эксперимента, рассматривая возможность осуществления идеального государства, пытается осуществить его в действительности (поездка на Сицилию), что отличает также его учеников и последователей (Аристотель, Цицерон, Марк Аврелий).


13. лософія Арістотеля: основні ідеї та критика теорїї їдей Платона. Характеристика праці Аристотеля "Політика"

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - ученик Платона. Он провел в платоновской Академии 20 лет, вплоть до смерти Платона, развил и критически переосмыслил философию своего учителя. Аристотель оставил после себя 150 трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные группы: 1. " Метафизика ". 2. Труды по общей философии, проблемах природы и естествознания: "Физика", " О небе ", " Метеорология ". 3. Политические, эстетические трактаты: "Политика", "Риторика", "Поэтика" 4. Работы по логике и методологии: " Органон ".

. Арістотель зробив звід всіх відомих вчень про буття, фізику, етику, політику, є засновником логіки. В філософії (він її називає теологією) Арістотель розрізняє теоретичну частину (вчення про буття, його причини, основні частини та початки), практичну частину - про людську діяльність, поетичну частину - вчення про творчість.

Арістотель чітко розрізняє філософію та сфери науки, фізику та метафізику. Предметом науки є загальне, що осягається розумом. Умова пізнання - індуктивне узагальнення на основі чуттєвого сприйняття. Остання ціль науки - визначення предмету, а умова - поєднання дедукції з індукцією. Вважає, що немає такого поняття, яке могло би бути предикатом всіх інших понять, тобто різні поняття не можуть бути об об'єднані в одному, тому об єднав поняття в вищі роди понять - категорії(сутність, якість, кількість, відношення, місце, час, причина, стан, дійсність)

Центральна проблема фізики - це рух - вплив одного предмету на інший. Рух здійснюється в обмеженому просторі і передбачає спрямованість тіл до свого місця. Аристотель визнає 4 причини:

1) Матерію (або пасивну можливість становлення);

2) Форму (суть буття сутність, дійсність того, що в матерії закладено як можливість). Предмет таким чином є сукупність речі та форми.;

3) Початок руху (те що дає поштовх, залишаючись нерухомим)

4). Ціль

Основой всякого бытия Аристотель считает первоматерию. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она основа бытия, ее нельзя отождествлять с бытием. Далее следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень между первоматерией и миром, который мы чувственно воспринимаем. Все реальные вещи являются соединением материи и образов или форм, следовательно: действительное бытие есть единство материи и формы. По Аристотелю - движение - это переход от возможного к действительности, т.е. движение универсально. Основа всякого явления - некая причина

Критика П. теориии “идей ”, Логика. Учение А. - объективный идеализм. Оно сложилось в рез. критики учен.П. об идеях. Эта теор.(об идеях) несостоят. по ряду причин:

1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение П не может объяснить отнош идей к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идей быть непоср. сущностями вещей.

3.Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П. впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, кот. и будет ее сущностью.

4.П. учение о сущ. идей независимых по отнош к вещам чувств мира приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по П., для всего сходного должна сущ едея, то кроме идеи, наприм. чел. и кроме соотв ей вещей, должна сущ идея того сходного, что сущ между ними. Далее для этой новой идеи чел и для нах под нею первой идеи и ее вещей должна сущ еще одна - третья - идея...

5.Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувств. мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и движения.

В етиці - В основі моральної діяльності лежить об'єктивна доцільність, ціль, до якої прямують люди - вище благо, життя, що прямує до нього має бути діяльним, добрі якості, що не визначені в дії, не дають задоволення. Досягнути цілі можна маючи доброчесність, яка є вмінням вірно орієнтуватися - обирати середину. Доброчесності є етичні (характер) та інтелектуальні, їх можна вони виховати. Досягнути моральної досконалості важко, оскільки, якщо дії - у владі людини, то властивості душі отримуються поступово і людина сама не помічає, як утворюється її характер. Вища форма діяльності - споглядальна(оскільки вона має значимість та цінність заради себе самої), моральний ідеал - споглядання істини, передумова філософської діяльності - відпочинок, вищий зразок філософа - це Бог, мислення, що мислить самого себе, вищий теоретик, розум.

Значення для європейської філософії: аналіз розвитку античної філософії; розвиток логіко-спекулятивного, абстрактного мислення, спроби аналізу методології наукового дослідження; категоріальний аналіз існуючого, тобто закладення основ діалектики; філософія Арістотеля стала основою розвитку середньовічної філософії (етика, політика); аналіз економічних факторів, що впливають на розвиток суспільства (Політика, Етика); створення геоцентричної системи;

Праця "Політика" задача - теоретична побудова ідеальної держави. Визначає поняття держави, людина - істота політична. Раб та вільна людина. Ціль держави - жити щасливо, загальна корисність. Роль економіки (власність та розподіл праці) в створення держави, обгрунтовує необхідність рабства. Питання влада та її вплив на людину. Аналізує та критикує теоретичні джерела присвячені проблемі державотворення, та класифікує існуючі типи устроїв. Найкращим з них є аристократія. Розподіл влади (судова, виконавча, законодавча), якості правителя. Практичні рекомендації побудови держави.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: