В 1901 Д. открыл около Брюсселя Интт для дефективных детей, в к-ром на основе большой исследовательской работы начал применять новые методы обучения и воспитания. Результатом этих исследований явился и ряд печатных работ, посвящённых методам изучения и классификации аномальных детей, а также методам их воспитания и обучения. В 1907 он создал школу для нормальных детей. Обучение в этой школе строилось на основе принципа "свободы ребёнка". Цели воспитания Д. выразил в краткой формуле, положенной в основу названия школы,- "Школа для жизни, через жизнь". Он считал, что школа лишь тогда будет отвечать своим целям общего воспитания, когда она будет готовить ребёнка к подлинной социальной жизни. Наилучшим условием для такой подготовки является практич. введение детей в жизнь. Д. вводит принцип концентрации школьной программы вокруг т. п. центров интересов. Все темы уч. программы должны быть сконцентрированы вокруг ребёнка: "Ребёнок и его организм", "Ребёнок и животные", "Ребёнок и материалы", "Ребёнок и растения", "Ребёнок и общество", "Ребёнок и вселенная". "Ребёнку,- говорил Д., - важнее всего знать самого себя: какое у него строение, как работают его органы, каково их назначение, как он ест, дышит, работает, играет; почему он чувствует голод, жажду, холод, сонливость; почему он боится или сердится; какие у него недостатки и качества и т. д." (цит. по кн.: Поляк Г., Новая школа на Западе, М., 1928, с. 11). Д. считает также необходимым изучение среды, в к-рой живёт ребёнок, но только в тех пределах, к-рые могут быть им восприняты.
|
|
Интерес к занятиям Д. считает рычагом активности детей. Виды детской активности он делит на 3 группы: наблюдение, ассоциация и выражение. Дети наблюдают, читают, рисуют, пишут, вычисляют и измеряют, слушают рассказы учителей и своих товарищей, сами рассказывают и т. д. Особое значение Д: придаёт наблюдениям. Он создаёт детям такие условия, при к-рых они наблюдают предметы и явления природы, занимаясь различной деятельностью: садоводством, уходом за животными, сбором коллекций, путешествиями. Посещая заводы и строительные площадки, дети расширяют круг своих представлений и понятий о человеческом труде. Однако программа школы, рекомендуемая Д., не обеспечивает развития у детей действительно широкого кругозора и усвоения систематизированных знаний. В особенности обеднённым и упрощённым является содержание знаний по гуманитарным наукам. Приспособляя школу к потребностям и интересам ребёнка, Д. суживает понятие жизни; он отвлекает уч-ся от познания подлинной жизни. Следование принципу свободы ребёнка приводит к воспитанию в духе индивидуализма. Д. не проявлял никакого внимания к общественно-трудовой подготовке детей.
|
|
Создавая свою школу, Д. считал, что она будет свободной от "пут буржуазного общества" (в частности, от религии). Но это могло быть только до тех пор, пока школа Д. в нек-ром роде была независимой от гос-ва как частная школа, когда же по её образцу стала строиться массовая школа, то уже в программе этого периода нет и речи об "освобождении от религии". Широкие пед. круги, а также официальные органы по нар. образованию проявили интерес к пед. опытам Д. Отдельные школы ввели у себя его систему. Д. и его сотрудники составляли программы для этих школ.