Джон Локк (1632-1704гг.)- известный английский философ и педагог.
Осн. его педагогический труд- «Мысли о воспитании».
Выступая против врожденных качеств, дающих человеку привилегированное положение, он считал, что «человек родится с душой чистой как доска» (tabula rasa). Значит, от природы все люди равны,душа каждого ребенка — белый лист бумаги, на который воспитание пишет свои письмена. Таким образом, в развитии человека решающее значение имеет воспитание.
Цель воспитания- воспитание джентльмена.
Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка.
Джентльмен должен получить физическое, нравственное, умственное и трудовое воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома.
|
|
Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. Заботиться о здоровье нужно с раннего возраста ребенка: закаливать его, приучать не бояться холода, для этого обмывать его ноги ежедневно холодной, даже ледяной водой, не бояться, что обувь промокнет от луж; пища должна быть самой простой, следует избегать пряностей; постель ребенка должна быть жесткой и т.п. Физическое здоровье поддерживается упражнениями в соблюдении режима жизни, благодаря спортивным занятиям и прогулкам. Хорошо поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости.
Нравственное воспитание — это воспитание твердого характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Основой воспитания твердого характера являются привычки. Воспитание привычекдолжно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова, кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли.
Локк выступал противником телесных наказаний. Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.
Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.
В умственном воспитании следует опираться на любознательность, интерес ребенка и давать ему те знания, которые пригодятся в жизни.
|
|
В практических целях Д. Локк считает необходимым дать своему воспитаннику достаточно широкий круг знаний, но только то, что полезно, необходимо (принцип утилитаризма): чтение, письмо, знание родного языка, арифметика, география, финансы, законоведение, история, астрономия, французский язык и плюс три новых предмета: бухгалтерия, танцы и верховая езда. Д. Локк исключил из образования предметы: риторику, диалектику, латинский язык.
Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку.