Пед-ая теория И.Ф. Гербарта; ее влияния на развитие образования в Зап Европе и в России

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Его пед-ие идеи получили развитие в его книгах: «Общая пед-ка, выведенная из целей воспит-я» - 1806, «Очерк лекций по пед-ке» - 1835.

Гербарт придавал большое значение установлению цели воспит-я, в зависимости от кт должны опред воспитательные средства. Считал, что цель воспит-я закл в формир добродетельного чел-ка. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспит-ть людей, умеющих приспособиться к существующим отн-м, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему.

Педагог должен поставить перед воспитанником те цели, кт-е тот поставит сам перед собой, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.

Возможные цели – это те, кт чел-к может когда-нибудь поставить перед собой в обл опред специальности.

Необход цели – этоте, кт нужны чел-ку в любой обл его деят-ти.

Обеспечивая возможные цели, воспит-е должно развивать в чел-ке многообразную, разностороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутр свободы и идее совершенства.

Процесс воспит-я Гербарт делит на 3 раздела: управление, обучение и нравственное воспит-е.

Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в наст вр, т.е. в процессе самого воспит-я.

Первое средство управления – это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эф-т.

Обучение. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспит-я. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспит-я; ввел в пед-ку термин воспитывающее обучение.

Гербарт неправомерно подменил сложный процесс воспит-я обучением, не учитывая влияний соц среды и значения эмоций в нравственном воспит-и. Он неправильно считал, что чувства и воля явл не самост-ми проявлениями психики чел-ка, а всего лишь модификациями представлений.

Обучение, по Гребарту, должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окр действительности, др – общественной жизни.

Гербарт дал много ценных дидактических советов о том, как развивать и поддерживать в учениях интерес и внимание.

Еще до школы и на начальных ступенях обучения в детях должны создаваться такие представления, кт помогают усваивать последующий учебный материал. Непосредственно перед тем как учитель перейдет к объяснению нового, он должен вызвать в умах учеников те представления, кт нужны для усвоения нового материала.

В преподавании следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать самый предмет, надо продемонстрировать его изображение. Не следует, однако, слишком долго демонстрировать одно и то же, т.к. однообразие действует утомительно. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя его легкость только вредит делу.

Гербарт также дал ценные советы о заучивании наизусть. Он правильно указывал на необход борьбы с забыванием изученного материала. Наиб эф-ым он считал для этого упражнение учеников путем постоянного применения заученного материала в связи с тем, что их интересует, что привлекает их внимание.

Ступени и ход обучения. Гербарт разработал теорию ступеней обучения. Он сделал попытку привести обучение в соответствии с законами психической деят-ти ребенка, кт он понимал как механизм деят-ти апперцептивного процесса.

Процесс обучения, по Гербарту, обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). В свою очередь эти 2 момента (углубление и осознание) могут осущ-ся либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения.

Отсюда следует 4 ступени обучения, кт Гербарт назвал:

1) Ясность

2) Ассоциация

3) Система

4) Метод

Первая ступень – ясность – это углубление в состоянии покоя. Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается.

Вторая ступень – ассоциация – это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с имеющимся уже у учащихся представлениями, ранее полученными на уроках, при чтении книг, из жизни т.д.

Третья ступень – система – это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимися под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями.

Четвертая ступень – метод – это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям.

Нравственное воспит-е. Гербарт разработал такую систему нравственного воспит-я, кт отличается крайним интеллектуализмом. Гл место в его системе занимает деят-ть учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий.

Гербарт уделял большое внимание религиозному воспит-ю. Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался. Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необход как содержащее начало. Учитель обязан решительно призвать к порядку всякого ученика, кт позволил бы себе критическое отн-е к религии.

В отличии от обучения нравственное воспит-е непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

В системе нравственного воспит-я все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспит-е должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается.

К средствам нравственного воспит-я в собственном смысле Гербарт относил следующее:

· Удерживать воспитанника. Надо устанавливать границы поведения для детей.

· Определять воспитанника, т.е. поставить ребенка в такие условия, при кт он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».

· Устанавливать четкие правила поведения.

· Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».

· «Волновать» душу ребенка одобрение и порицанием.

· «Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять их.

В нравственном воспит-и следует прибегать и к наказаниям, но воспитательные наказания в отличии от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.

Пед-ие взгляды Гербарта не получили широкого распространения при его жизни. После разгрома революции 1848г западноевропейская буржуазия, предавшая трудящиеся массы, заинтересовалась его теорией, утверждавшей непоколебимость установившегося порядка. Идеи Гербарта стали пользоваться большой популярностью в Германии, России, во многих странах Западной Европы. Появился спрос на них и в Америке.

Гербарт много сделал для разработки пед-ки как научной дисциплины, системы понятий, научной терминологии. Но Гербарт исходил из идеалистической системы этики, построенной на религии и метафизике, разработанной им ассоциативной психологии, в кт содержание психической деят-ти представлено упрощенно, только как механизм движения представлений.

Большое значение имела разработка Гербартом воспр дидактики. Его высказывания о многостороннем интересе, систематичности в обучении, о развитии интереса и внимания представляют несомненную ценность. Положительной оценки заслуживают попытки Гербарта опред взаимоотношения между обучением и воспит-м и защищаемый им принцип воспитывающего обучения, хотя в целом данное им решение нельзя признать научным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: