Пед-ая система К.Д. Ушинского

Педагогическая система Ушинского. Если попытаться найти эпиграф к педагогическим идеям Ушинского, то, пожалуй, можно взять его предсмертные слова: «Света, больше света!», ибо они указывают на самую важную сторону педагогических взглядов учителя русских учителей и вместе с тем на важную черту его личности: он был просветителем. Педагогические взгляды Ушинского глубоко гуманистичны, они проникнуты действенной любовью к детям, к простым людям, к своей родине. Целью воспитания он считал подготовку детей к труду, к жизни, к выполнению гражданских обязанностей. По политическим взглядам он был буржуазным демократом, признающим за народом право управлять государством.

В педагогическом наследии Ушинского условно можно выделить несколько важнейших проблем, первой из которых является разработка педагогической антропологии. Основная идея проблемы высказывалась еще в первых его статьях, а получила свое завершение в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Основная идея книги сформулирована автором в предисловии: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». В круг антропологических наук Ушинский включал анатомию, физиологию, психологию, историю, статистику, географию и т. д., то есть сеть наук, позволяющих обнаружить свойство предмета воспитания - человека. Сам автор в предисловии определил содержание «Опыта педагогической антропологии». В первом томе даны физиологические основы процесса «сознавания», начиная «с первичных ощущений и доходя до сложного рассудочного процесса». Во втором томе излагаются процессы душевных чувств и духовные особенности человека. В третьем, к сожалению, незавершенном томе, Ушинский предполагал изложить «в системе... те педагогические меры, правила, которые сами собой вытекают... из явлений человеческого организм и человеческой души».

Непреходящ завет Ушинского наставникам: «Изучайте законы тех психологических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами...»

Вторая проблема, лежащая в основе педагогической системы Ушинского, это идея народности воспитания. «Есть одна только, общая для всех, прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание это то, что мы называем народностью». Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. «Всякая живая народность - есть самое прекрасное создание божье на земле, и воспитателю остается только черпать из этого богатого и чистого источника». Реализация принципа народности предполагала: а) создание широкой сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей, делом воспитания должен руководить сам народ; б) воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа; в) центральное место в формировании человека должен занимать родной язык — «сокровищница духа народа». «Язык - есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа... Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь»; г) воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердой волей и характером; д) женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами; е) недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных систем, не соответствующих духу русской народности. Идею народности Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия, считая, что воспитание должно способствовать внедрению в души детей «истин христианства».

Третья проблема педагогической системы Ушинского - воспитание нравственных чувств. Среди различных сторон воспитания он ставил на первое место нравственное воспитание: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума...» Воспитание должно развивать, по мнению Ушинского, в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, формировать твердый характер и волю, чувство долга. Исходя из идеи народности, главным нравственным качеством личности следует воспитывать беззаветную, деятельную любовь к родине. Нравственное воспитание Ушинский связывал с религиозной моралью.

Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются нравственное просвещение, личный пример учителя, убеждение, которому он придавал большое значение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и изыскания.

Большое значение в воспитании, по мнению Ушинского, принадлежит семье, которая закладывает основы формирования личности. Семью как воспитательный "институт не могут заменить никакие общественные воспитательные учреждения. Важнейшим условием эффективного семейного воспитания являются: доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семьи, единство требований родителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности. Ушинский предостерегает родителей от наиболее частых ошибок в семейном воспитании: от семейного эгоизма, корыстности интересов, от презрительного отношения к труду и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: