Этапы развития детского коллектива

1. Термин «коллектив» с латинского означает «собирательный».

Коллектив означает социальную группу, объединенную на основе общественно- значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.

Коллектив - развивающая социальная система; современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей и др.), ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др.

Средством осуществления этих ценностных ориентаций становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа д/с, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или ВУЗа и т.д.

Всегда происходит освоение разнообразных норм коллективной жизни, установленные взаимодействия и выделение индивидуальности в новой среде. Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества.

Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотворчества, сотрудничество. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития учащихся. Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что воздействуя на одного человека, человек меняется сам.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, взаимный контроль и коррекция действий. В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, через сопоставление других – идет осознание себя как индивида, как субъекта деятельности, познания и чувств.

Взаимодействие детей происходит на информационном, деятельностном, эмоциональном уровнях.

Информационный уровень – взаимодействие детей в процессе обмена информацией, совместный поиск решения проблемы, планирование будущего и т.д.

Деятельностный уровень – взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в корректировке действий.

Эмоциональный уровень – взаимодействие в коллективе, которое отражает доминирующее эмоциональное состояние детей, их совместные переживания, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействие детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

В коллективе у детей формируется чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь.

Педагог учитывает две тенденции: стремление развивающейся личности ребенка самоутверждению, к уважению со стороны других, выделение своего «Я»; стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Педагог решает двуединую задачу:

1) способствует развитию мотивов и общности детей в коллективе;

2) создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: