Тема 2.3. Ознакомление с основными педагогическими понятиями

Задача №1. Анализ учебных пособий свидетельствует о том, что во многих из них даются различные трактовки сущности процесса обучения.

Так, одни авторы считают, что "обучение означает совместную деятельность учителя и учащихся, когда первые передают знания, умения и навыки, в той или иной степени руководят процессом их усвоения (преподавание), вторые усваивают эти знания, умения и навыки (учение). Преподавание и учение - две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны обучения" (Болдырев Н. И)

Другие полагают, что обучение "представляет собой совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, в ходе чего осуществляется развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ научного мировоззрения и поведения учащихся" (П. Е. Есипов)

Третьи утверждают, что обучение - это "активная познавательная деятельность, в которой учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, развивают свои познавательные силы и способности, формируют мировоззрение" (Костенков П. П.)

1.Сопоставьте эти определения.

2.Назовите сущностные признаки процесса обучения.

3.Раскройте двусторонний характер обучения через систему функциональных компонентов.

4. Какое из представленных определений наиболее полно отражает сущностные признаки процесса обучения?

5.Аргументируйте Ваше мнение. Сделайте вывод о существенных признаках процесса обучения.

Задача №2. В психолого-педагогической литературе существуют различные определения процесса развития.

Одни полагают, что развитие - это не что иное, как природные задатки человека, которые в процессе жизни человека проявляются и определяют возможности и свойства его личности.

Другие считают, что развитие - это качественное изменение свойств и психических процессов человека, приводящее, с одной стороны, к совершенствованию процесса отражения им окружающей действительности, а с другой - к усложнению и активизации его деятельности.

Третьи утверждают, что развитие - это процесс прогрессивных последовательных изменений, которые характеризуются переходом от низших форм к высшим формам и уровням всей жизнедеятельности человека.

1.Сопоставьте эти определения.

2.Какое из приведенных выше определений вы считаете наиболее научно обоснованным и почему?

3.Какое из представленных определений наиболее полно отражает сущностные признаки процесса развития?

4.Аргументируйте Ваше мнение. Сделайте вывод, приведя 3-4 аргумента.

Задача №3. Один из авторов, поднимая на страницах "Учительской газеты" вопрос о воспитании эстетических вкусов у молодежи, сетует на то, что добрая половина молодежи, имеющей музыкальное образование, не любит музыку. Музыкальное образование, по его мнению, не всегда прививает любовь к музыке. Музыкальной грамотой можно овладеть, но в то же время можно остаться эмоционально глухим. Причину такого положения он видит в том, что в практике произошло смешение двух понятий: образование и воспитание.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения взаимосвязи процессов воспитания и обучения.

2.Сформулируйте определения обучения и воспитания, указав существенные признаки каждого понятия.

3.Сопоставьте определения, выявите специфические особенности каждого процесса.

4.Как вы считаете, прав ли автор, различая понятия образование и воспитание? В защиту своей точки зрения приведите 3-4 аргумента.

Задача № 4. В учительской возник спор. Одни учителя считали, что основой основ обучения является мастерство учителя формировать "аппетит" к знаниям, умение сделать интересным каждый урок.

Другие делали упор на воспитании способности преодоления трудностей, приводя известное выражение об отсутствии столбовых дорог в науке, и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что интересная учеба приучает только к интересной работе, а в жизни приходится часто заниматься неинтересными, порой скучными, но нужными делами.

1.Проанализируйте педагогическую ситуацию с точки зрения сущности процесса обучения

2.Выскажите свою точку зрения, в ее защиту приведите 3-4 аргумента.

3.Каким должно быть современное обучение?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: