Итогового контроля качества усвоения дисциплины
Тесты для самопроверки
Вариант 1
1. Педагогика – это наука (выберите наиболее полный ответ):
a) о закономерностях развития ребенка и путях его воспитания
b) об искусстве воздействия воспитателей на воспитуемых
c) о воспитании, обучении и образовании людей
d) о педагогической деятельности
2. Кому принадлежат слова: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»?
a) К.Д. Ушинскому
b) М. Монтеню
c) П.П. Блонскому
d) В.А. Сухомлинскому
e) С.Т. Шацкому
3. Что из нижеперечисленного является одной из функций педагогики?
a) разработка психологических основ образования
b) разработка технологий обучения и воспитания
c) разработка экономических основ образования
d) разработка философских основ образования
4. К наукам, являющимся общетеоретической базой педагогики, относятся … (выберите один вариант ответа)
a) кибернетика, физиология, психолингвистика
|
|
b) анатомия, экономика, социология
c) генетика, философия, культурология
d) психология, физиология, философия
5. Одним из основных критериев качества педагогических исследований является значимость теоретическая и … (выберите один вариант ответа)
a) практическая
b) прогностическая
c) технологическая
6. Процесс управления развитием личности можно понимать как:
a) воспитание
b) образование
c) обучение
d) развитие
7. Целенаправленная деятельность по обучения, воспитанию и развитию личности называется:
a) образовательным процессом
b) воспитательным процессом
c) развивающим процессом
d) процессом самореализации
d) конструктивная
8. В педагогической науке понятие «образование» рассматривается как … (выберите несколько вариантов ответа)
a) необходимость
b) результат
c) мотив
d) ценность
e) процесс
9. Основными функциями обучения являются:
a) образование, развитие, воспитание
b) обучающая, формирующая, контрольная
c) коммуникативная, трудовая, информационная
d) развивающая, формирующая, организующая
10. Движущими силами процесса обучения являются:
a) противоречия, возникающие в ходе обучения
b) образовательная активность обучаемых
c) профессионализм педагогов
d) особенности организации учебно-воспитательного процесса
11. В процессе обучения учащиеся выступают как:
a) объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной активности
b) объект педагогической деятельности
c) предмет обучения
d) субъект собственной познавательной деятельности
12. Дидактика – это:
a) самостоятельная наука о закономерностях процесса преподавания
|
|
b) самостоятельная наука о закономерностях процесса учения
c) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм
d) раздел педагогики, посвященный закономерностям формирования личности ребенка
13. Нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса называются:
a) принципами обучения
b) закономерностями обучения
c) правилами обучения
d) педагогическими законами
14. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступают:
a) метод обучения
b) содержание обучения
c) форма обучения
d) принцип обучения
15. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному, от неизвестного к известному, от простого к сложному?
a) наглядности
b) научности
c) доступности
d) связи теории с практикой
e) систематичности и последовательности
16. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей - непременное условие развивающего обучения»?
a) сознательности и активности
b) наглядности
c) доступности
d) научности
e) связи теории с практикой
17. На достижении единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого материала нацеливает принцип:
a) наглядности
b) систематичности
c) прочности
d) научности
18. Взаимосвязь и взаимоотношения между восприятием и осмысливанием, с одной стороны, и запоминанием, с другой, регулируется принципом:
a) систематичности
b) наглядности
c) прочности
d) научности
19. Принцип обучения:
a) развлекательность
b) наглядность
c) отдых
d) коллективность
20. Содержание образования как общественного явления определяется:
a) социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического и культурного развития
b) уровнем развития педагогической науки и педагогической практики
c) совокупностью знаний, навыков и умений, составляющих госстандарт образования
d) уровнем развития гуманитарных наук
21. Учебный план имеет такие компоненты, как … (выберите несколько вариантов ответа)
a) школьный
b) федеральный
c) национально-региональный
d) вариативный
e) инвариантный
22. К какой классификации методов обучения можно отнести «объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский»?
a) по источникам знаний
b) по степени взаимодействия учителя и учащихся
c) по принципу соединения и расчленения знания
d) по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе
e) по источнику знаний
23. По какому основанию в классификации методов обучения выделяют словесные, наглядные и практические?
a) по ведущему источнику знаний
b) по характеру умственной деятельности учащихся
c) по формам деятельности учителя и учащихся
d) по ведущей дидактической цели
e) по логике рассуждения
24. Назовите характерные особенности проблемного метода обучения:
a) преподаватель сообщает новую информацию
b) преподаватель указывает путь практического использования учебного материала
c) обучаемые сами ищут пути получения недостающих знаний
d) преподаватель применяет приемы учебной деятельности, направленные на развитие у обучаемых творческого мышления
25. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения, как:
a) лекция
b) дискуссия
c) иллюстрация
d) лабораторный
26. Объяснительно-иллюстративный метод обучения обеспечивает:
a) высокий уровень мыслительной деятельности обучаемых
b) возможность передачи значительного объема знаний за минимально короткое время
c) творческое усвоение знаний
|
|
d) самостоятельность учебной деятельности обучаемых
27. Основными признаками форм организации обучения являются … (выберите несколько вариантов ответа)
a) используемые учителем методы обучения
b) степень самостоятельности учащихся
c) характер управления учителем познавательной деятельностью учащихся
d) наличие или отсутствие средств обучения
e) режим учебных занятий
28. Какая форма обучения в большей степени углубляет знания обучающихся, развивает у них научное и творческое мышление:
a) лекция
b) семинар
c) экскурсия
d) экзамен
29. Тип урока:
a) активный
b) обобщения и систематизации знаний
c) простой
d) сложный
30. К методам педагогической диагностики относятся… (выберите несколько вариантов ответа)
a) педагогический эксперимент
b) консультирование
c) наблюдение
d) анкетирование
e) беседа
Вариант 2
1. Что изучает общая педагогика?
a) общие закономерности образования
b) теорию и методику социального воспитания
c) историю образования
d) возрастные аспекты обучения и воспитания
2. Педагогика как самостоятельная наука возникла:
a) в XVI в.
b) в XVII в.
c) в XVIII в.
d) в XIX в.
3. С какими из нижеперечисленных наук педагогика имеет наиболее тесную связь?
a) философия
b) социология
c) психология
d) физиология
4. Основными разделами педагогической науки являются (выберите наиболее верный ответ):
a) история науки, дидактика, теория воспитания, школоведение
b) история науки, дидактика, теория воспитания, организация и управление образовательными учреждениями
c) общие основы педагогики, дидактика, теория воспитания, обучение
d) общие основы педагогики, дидактика, теория обучения, организация деятельности педагогического коллектива
5. Выберите то, что характеризует гуманистическую педагогику:
a) стремление изменить воспитанника
b) приоритетность знаний педагога
c) согласие с ныне существующей целевой установкой школы
d) принятие воспитанника таким, каков он есть
e) фиксация нынешних внутренних установок учителя
6. К эмпирическим методам исследования в педагогике относятся:
|
|
a) наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент
b) эксперимент, моделирование, рейтинг, тестирование
c) беседа, классификация, интервью, шкалирование
d) наблюдение, беседа, интервью, изучение продуктов деятельности
7. Основными категориями педагогики являются … (выберите несколько вариантов ответа)
a) обучение
b) образование
c) воспитуемость
d) обучаемость
e) воспитание
8. К основным методам педагогического исследования относятся… (выберите несколько вариантов ответа)
a) наблюдение
b) эксперимент
c) диспут
d) беседа
e) лекция
9. Какое из понятий характеризует общий процесс становления человека как личности:
a) воспитание
b) обучение
c) развитие
d) социализация
10. Образование как социальный феномен - это:
a) общественная ценность
b) нравственная категория
c) личная ценность
d) экономическая категория
11. Какое из нижеперечисленных определений термина «образование» является наиболее современным?
a) передача обобщенного культурно-исторического опыта
b) формирование личности
c) обучение и воспитание
d) развитие личности посредством научно организованного обучения и воспитания
12. Какое положение в наибольшей степени соответствует понятию «педагогический процесс»:
a) сотрудничество педагогов и учащихся в процессе решения учебных задач
b) процесс воспитания
c) образовательный процесс
d) совокупность процессов обучения, образования и воспитания
13. Универсальная характеристика педагогического процесса:
a) педагогическое взаимодействие
b) учение
c) преподавание
d) содержание образования
14. Дидактику как систему научных знаний впервые разработал… (выберите один вариант ответа)
a) И.Г. Песталоцци
b) К.Д. Ушинский
c) Я.А. Коменский
d) Ж.-Ж. Руссо
15. Цели обучения определяются:
a) потребностями и возможностями общества
b) мастерством педагога
c) индивидуальными особенностями обучаемых
d) средствами обучения
16. Одна из основных функций обучения:
a) управленческая
b) эстетическая
c) воспитывающая
d) контролирующая
17. Движущими силами процесса обучения являются:
a) знания
b) взаимодействие учителя с учеником
c) противоречия
d) применение полученных знаний на практике
e) сенсуалистическая теория познания
18. Наглядность, научность, систематичность и доступность относятся к дидактическим …:
a) принципам
b) методам
c) формам
d) средствам
19. Что вы понимаете под принципами обучения?
a) исходные правила и закономерности, которые указывают на пути организации познавательной деятельности учащихся
b) исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения
c) общие закономерности и методы преподавательской работы учителя
20. К какому принципу обучения вы отнесете правило «Развивайте, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?
a) связи теории с практикой
b) прочности
c) научности
d) систематичности и последовательности
e) сознательности и активности
21. К какому принципу вы отнесете правило: «Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались»?
a) научности
b) наглядности
c) связи теории с практикой
d) доступности
e) систематичности и последовательности
22. К какому принципу вы отнесете правило: «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду»?
a) наглядности
b) научности
c) доступности
d) прочности
e) связи теории с практикой
23. Организация педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики и методики преподавания предполагает принцип:
a) систематичности
b) доступности
c) наглядности
d) научности
24. Государственный образовательный стандарт устанавливает:
a) обязательный минимум содержания образовательной программы
b) максимум наполнения содержания образовательной программы
c) средний уровень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть обучаемые
d) федеральный и региональный компоненты учебной программы
25. Беседа относится к … обучения (выберите один вариант ответа)
a) видам
b) методам
c) формам
d) средствам
26. Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения как:
a) демонстрация
b) познавательная игра
c) упражнение
d) ситуационный
27. Для проблемного обучения характерно то, что:
a) учащиеся усваивают знания в готовом виде
b) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности
c) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий
d) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук
28. Какая из форм организации обучения является самой древней?
a) классно-урочная
b) индивидуальная
c) белл-ланкастерская
d) лекционно-семинарская
e) мангеймская
29. Вид форм обучения:
a) постоянные формы
b) фронтальные формы
c) временные формы
d) переменные формы
30. По какому признаку проще всего определить тип урока?
a) по дидактическим целям
b) по последовательности элементов урока
c) по количеству времени, отводимого на достижение главной цели урока
d) по количеству структурных частей урока
e) по деятельности учителя