Заключение. Термин «материнская депривация» в структуре гуманитарного знания имеет ряд разночтений, что делает нелегким поиск четкого определения

Термин «материнская депривация» в структуре гуманитарного знания имеет ряд разночтений, что делает нелегким поиск четкого определения. Психологи и педагоги по-разному описывали это явление. В моей работе материнская депривация была определена как явление, при котором ребенок испытывает недостаток постоянного, тесного отношения с матерью либо другим значимым для него взрослым.

Представителями различных психологических школ были сформулированы концепции, в которых определялись негативные последствия нарушений отношений с матерью или замещающим ее лицом для психического развития ребенка. Проанализировав данные концепции, был сделан вывод: присутствие любящей, заботливой матери является главным благоприятным условием нормального психического развития ребенка, формирования здоровой идентичности и т.п. Глубокие нарушения отношений между матерью и ребенком служат важным фактором формирования пограничного расстройства личности.

Уделив особое внимание детям, находящимся в условиях полной материнской депривации, проанализировав мнения психологов, педагогов, изучавших особенности развития таких детей, был сделан вывод, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, отличаются от ровесников, растущих в семье. Развитие и здоровье первых имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства.

Экспериментально подтверждено, что нарушения психики во многом зависят от времени нахождения ребенка в условиях депривации. Одни исследователи утверждали, что последствия ранней материнской депривации в дальнейшем не компенсируются. Отечественные психологи видели связь нахождения детей в специальных закрытых учреждениях с их последующим криминальным поведением. Другие ученые придерживались мнения, что дети, лишившиеся материнской заботы в младенчестве, могут стать нормальными взрослыми. Но, несмотря на разногласия среди психологов по поводу возможности компенсации последствий материнской депривации, их мнения сходились в одном: материнская депривация оказывает невероятно сильное воздействие на психическое развитие ребенка и ведет за собой формирование и проявление различного рода патологий. Наряду с психическими расстройствами у детей-воспитанников детских домов отмечена повышенная склонность к возникновению страхов. Психические расстройства детей, отправленных в специальные закрытые учреждения в школьном и подростковом возрасте, проявляются не так интенсивно, поэтому самым чувствительным и уязвимым признан ранний возраст, особенно младенчество.

В связи с этим существует необходимость как можно раньше определить ребенка из детского учреждения в семью. Был проведен сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта в решении проблемы развития детей в условиях материнской депривации. Анализ показал, что при наличии определенных недостатков все же более эффективным признан метод помещения ребенка в профессиональную замещающую семью, а не в сиротское учреждение. К сожалению, усыновление как самая оптимальная модель становится малодоступной, в связи с негативными социально-психологическими явлениями и нестабильностью уровня жизни в нашей стране.

Психические нарушения, вызванные материнской депривацией, приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники закрытых детских учреждений оказываются не подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам подобных учреждений трудно адаптироваться. Представленное в работе исследование было проведено с целью изучения возможности социальной реабилитации депривированных детей. Ведь вопрос об обратимости психических нарушений, вызванных депривацией, является главным в решении вышестоящей проблемы.

Список литературы

1. Александрова Л.Ю. Особенности присвоения вербально-просодического опыта детьми раннего возраста в условиях материнской депривации // Вестник Новгородского государственного университета. – 2008. - № 48. – С. 4.

2. Кожина А.М., Фролова Т.В. Педиатрия: состояние психического здоровья детей, проживающих в условиях материнской депривации // Медицина сегодня и завтра. - 2009. - № 2. – С. 93.

3. Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. - № 10.- С. 141-144.

4. Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 2006. – 340 с.

5. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.

6. Ослон В.Н., Холмогорова А.В. Пути решения проблемы сиротства в России. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. – 208 с.

7. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. – 2002. - № 2. – С. 80-86.

8. Роменкова В. Социальная реабилитация депривированных детей: конф. «Детство в современном мире: первые 7 лет и вся жизнь» Рига, 2010. URL: http://www.ukrdeti.com/firstforum/p49.html (дата обращения: 11.05.11).

9. Сапогов В.М. Теоретико-правовые аспекты деятельности воспитательных учреждений по формированию правового сознания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: монография. - Псков, 2008. - 252 с.

10. Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/met35.html (дата обращения: 11.05.11).

11. Создание и разрушение эмоциональных связей. Боулби Дж. / пер. с англ. Старовойтова В.В. – 2 изд. – М.: Академический проект, 2004. – 232 с.

12. Солоед К.В. Раннее разлучение с матерью и его последствия // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2009. URL: http://psyjournal.ru (дата обращения: 12.0511).

13. Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения и социальной защиты населения: проблемы профессиональной деятельности и перспективы подготовки кадров: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 22-23 апреля 2008 г. /Уральская государственная медицинская академия / под ред. Кузьмина К.В. Екатеринбург, 2008. – 459 с.

14. Толстова Е.А. Теоретический анализ особенностей развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. URL: http://www.pglu.ru (дата обращения: 10.05.11).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: