Понятие материнской депривации

Под термином «депривация» (от англ. deprivation – лишение) понимают лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Довольно часто определение депривации дается в зависимости от той потребности, которой лишена личность, но речь идет исключительно о психических лишениях.

Депривация является особой индивидуальной переработкой стимульного обеднения, которого достиг ребенок в депривационной ситуации, то есть в ситуации изолирования от стимулирующей среды: человеческого общества, семьи, детской группы, школы и т. п. [3].

Дать точное определение понятию «материнская депривация» довольно сложно, так как оно включает в себя ряд различных явлений. Так, материнская депривация имеет место не только в детских домах, интернатах, но и в семьях, где мать недостаточно заботится о ребенке; временный отрыв ребенка от матери, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, который выступает для него в роли матери, - эти явления также входят в понятие «материнская депривация». Исходя из этого, материнскую депривацию можно определить как «явление, обусловленное недостаточностью постоянного, тесного и стойкого отношения ребенка к одному лицу» [1].

Материнская депривация — это, в первую очередь, эмоциональное обеднение ребенка, но немаловажную роль в происхождении этого состояния играет и сенсорный компонент. Известно, что мать для ребенка первых лет жизни — источник многочисленных сенсорных стимулов (тактильных, зрительных, слуховых), необходимых для нормального развития психических функций [5]. При недостатке, лишении ребенка таких стимулов говорят о сенсорной депривации. Таким образом, при наличии одного вида депривации возможны проявления и других ее видов.

Исследователи, занимавшиеся проблемой материнской депривации, давали различные трактовки этого понятия. Клинический психолог Дж. Боулби, анализируя зависимость психического здоровья ребенка от материнской заботы, рассматривал в качестве материнской депривации не только полное отсутствие матери, (полная материнская депривация), но и частичные ее формы, где нет прямой разлуки с матерью, но отношения обеднены или неудовлетворительны [1]. Иногда в этих случаях используются термины «скрытая» или «маскированная» депривация. Другие исследователи, изучая состояния младенцев в приюте, определяли материнскую депривацию как состояние, при котором у ребенка отсутствует связь именно с биологической матерью. В работах Й. Лангмейера и З. Матейчика материнская депривация рассматривается как недостаток постоянных и тесных отношений с одним лицом, не обязательно биологической матерью.

Э. Эриксон утверждал, что если ребенок в раннем детстве лишен общества близких и доброжелательных взрослых, то его развитие и формирование идентичности будет иметь своеобразные черты, граничащие с патологией.

Негативное влияние материнской депривации на психическое развитие ребенка отмечается в целом ряде психологических и педагогических исследований. Большинство исследований направлено на изучение особенностей и поведения детей, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях, детей-сирот, так как они представляют собой яркую иллюстрацию «ребенка с депривацией». «Депривация у таких детей может проявляться как в виде легких изменений личности, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, так и грубых поражений развития личности» [4].

Первые публикации по материнской депривации появились еще во второй половине XX века, а в целом исследования продолжались несколько десятилетий. Проведенные психологические исследования со всей очевидностью продемонстрировали, что материнская депривация – это фактор, который накладывает отпечаток на все дальнейшее развитие личности [1]. В 1945 году был опубликован научный труд Р.А. Шпица "Госпитализм". Автор описал случай депривации детей, который закончился их гибелью. У. Гольдфарб из Нью-Йорка проводил исследования детей, усыновленных из детских домов сразу и спустя некоторое время. Он установил, что у детей из детских учреждений имеются отличия в развитии интеллекта и характера.

Важной вехой в понимании депривации явилась работа Дж. Боулби «Материнская забота и психическое здоровье», вышедшая в 1951 году. Автор констатировал, что ребенок в раннем возрасте должен воспитываться в атмосфере эмоциональной теплоты и должен быть привязан к матери или к лицу, замещающему мать. Дж. Боулби, У. Гольдфарб и Г. Шпиц подчеркивали тяжелые последствия длительной полной материнской депривации и ее драматическое течение, стойкое и глубокое вмешательство в структуру личности, которая в дальнейшем формируется на сниженном (примитивном) уровне, с психопатическим «бесчувственным» характером, склонностью к правонарушениям и даже психозу. Материнская депривация рассматривалась как тяжелое и необратимое состояние индивида, способствующее формированию специфического типа личности, характерной для воспитанника детского приюта. Дети, лишенные материнства, описывались как «потенциальные преступники», отличающиеся повышенной жестокостью и агрессивностью, отсутствием социально-этических норм в поведении.

В 80-х годах изучением депривации занялись венгерские педагоги и психологи. Они установили картину депривации у малышей из домов малютки, т.е. у детей, которые с самого рождения лишились материнской заботы. Эти дети слабо проявляли эмоции, были безучастны – не плакали и не смеялись, часто часами раскачивались, не умели ходить и говорить до трех лет. Кроме того, нарушалась сфера общения детей. Дети слабо привязывались к взрослому, а стабильной привязанности не было ни к кому [8].

Выводы были очевидны: материнская депривация оказывает разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка и ведет за собой множество негативных последствий.

Для того чтобы определить последствия материнской депривации, а именно нарушения в психическом развитии депривированного ребенка, были сформулированы концепции, в которых объяснялась ключевая роль матери / лица, ее заменяющего, в психическом развитии ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: