Наиболее общая система – универсум – это природа, общество.
Подсистема общества – наука в ее трех ипостасях.
Организация научного знания.
Динамическим фактором движения и развития научных знаний служит неудовлетворенность человека положением вещей. Есть болезни – возникла медицина.
Чтобы добиться положительных результатов, надо познать сущность вещей.
Все научные знания делятся на 2 подсистемы:
-теоретические (диагноз)
-практические (план лечения)
1. основная цель теоретического знания состоит в раскрытии сущности вещей, составляющих предмет этой дисциплины. В медицине – патанатомия, физиология, биохимия.
Информация, которую производят эти науки, не самоцель. Анатомия не сама по себе, а как основа хирургии.
Основным критерием социальной значимости и полезности теоретического знания является его истинность и достоверность, а основным критерием прикладных знаний – их полезность, эффективность, целесообразность.
Истинность является косвенной полезностью, т.е. она не самоцель, а первейшая предпосылка для разработки целесообразных методов прикладных наук. Открыли болезнь – надо открыть методы борьбы с ней.
|
|
- - Истина – это свойство всякого репродуктивного знания адекватно воспроизводить содержание познаваемого объекта.
Знание адекватно, если оно соответствует оригиналу. Речь идет о соотношении мысли и объекта познания.
- из определения истины вытекает ее объективность, т.е. истина означает адекватность знания объекту познания, а не наоборот.(мы должны определить болезнь у больного, а не придумать).
Истина объективна и не зависит от субъекта только по своей сущности, но зависит от него по своему существованию. (истина бывает тогда, когда есть мысль, а мысль производит субъект).
- в силу принципа дополнительности истинность научного знания относительна. Истинность данного научного положения возможна только в данном конкретном аспекте. Относительность истины сильно связана с конкретностью истины.
- относительность научного знания, взятая в данном конкретном аспекте, может быть абсолютна. (теория Птолемея как описательная остается истинной)
Для современной науки характерно признание единства относительного и абсолютного в конкретности истины.
- относительность истинности научных знаний означает наличие в этих знаниях заблуждения. Заблуждение бывает субъективное – умышленное (ложь) и объективное (от недостатка знаний)
- современные концепции истины:
- корреспондентная – наиболее приемлема для естественнонаучных теорий,
- когерентная – сцепление событий. Знания истинны, если они связаны логически, последовательно, но логически последовательной может быть и ложь,
|
|
- прагматическая – акцент на полезность истины, истинно все, что полезно. Применяется в социальных науках.
- критерии истины:
- народные (устами младенца глаголет истина),
- критерием истины является практика, т.к. в ней по-другому, чем в теории, поставлено соотношение мысли и объекта
- научные эксперименты как особая разновидность практики. Преобразование объекта в экспериментальных условиях для получения дефицитной информации,
- логическая последовательность мысли,
- публичное обсуждение научных проблем,
- использование ненаучной информации.
3. Существует 3 познавательных функции науки:
- описание,
- объяснение,
- предсказание.
Описание – этап исследования, состоящий в фиксации результатов эксперимента и наблюдения с помощью применяемых систем, методов обозначения.
Отвечает на вопрос – как устроен объект познания, служит исходным материалом для теоретических исследований.
Объяснение – главная функция научного исследования, раскрывающая сущность исследуемого объекта. Отвечает на вопрос «почему», состоит в раскрытии законов, по которым существует объект в своем бытии.
Сущность объекта – совокупность устойчивых необходимых связей, иерархия причинных, структурных, функциональных и других связей, в которых находится исследуемый объект. Иерархия в которой идет от сущности более мелкого порядка к большему.
- причинные;
- выяснение закономерных связей;
- исследование структурно-функциональных отношений;
- фактическое объяснение/историческое, т.е. раскрытие конкретных условий. В основе единство логического и исторического.
Объяснение опирается на описание и служит предпосылкой для предвидения.
Предвидение основано на обобщении теоретических и экспериментальных данных и состоит в предсказании наблюдаемых явлений природы и общества.
Различают два вида научного предвидения:
-открытие неизвестных, но существующих явлений;
-описание характеристик предметов, явлений, которых в момент их описания еще нет (перспектива развития биосферы).
4. Научный закон – добытая научными методами информация об объективных законах. Объективные законы – это устойчивые существенные связи между явлениями. Объективный закон – самое главное в исследовании мира. Научный закон – главное в науке. Познание закона – это главная задача теоретических познаний. Понятие – это идеальный образ действительности, но не всё. Каждый конкретный закон не реализуется в чистом виде, а рассматривается во взаимодействии с бесчисленным множеством других законов. Хотя законы и действуют железной необходимостью, но эта необходимость реализуется каждый раз с новой силой, что обусловливает вероятностный характер законов.
Классификация законов науки:
- по формам движения материи (механические, физические, химические, биологические, социальные);
- по основным сферам действительности (природа, общество, мышление);
- по степени общности (всеобщие, частные, особенные);
- по механизму детерминации (динамические/однозначные, статистические/вероятностные);
- причинные и непричинные законы.
5. Специфику природы знания раскрыл Гегель: «Разум не только могуч, но и хитер. Хитрость разума состоит в том, что, познав объективные законы и не нарушая их сущности, разум ставит их в такое соотношение, таким образом он достигает своей цели».
Реализации целей разума предназначены прикладные знания. Основные функции научно-прикладного знания состоят в: разработке способов и приемов использования теоретических знаний в целях удовлетворения потребностей человека. По характеру отношения с объектом прикладные науки диаметрально противоположны. Прикладные знания сами определяют структуру; манипулирование законами. Теоретические знания сами формируют комплекс отношений, новые законы. Важнейшей стороной является единство теоретического и прикладного.