Социализация личности (процесс формирования личности) - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то — это символ презрения, а у представителей племени масаи — это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе — это некультурно, т. е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и, соответственно, поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться. Выделяют следующие стадии социализации:
1.Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2.Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18—25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3.Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
ü сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
ü изменение себя, стремление «стать как все» — конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4.Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.
5.Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.
Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.
Требования к личности медицинской сестры:
Нередко при описании требований к медицинской сестры перечисляются ее умения и навыки, в том числе коммуникативные, и не указываются черты личности. Однако если учесть, что черты личности определяют характерное для нее поведение и мышление, то можно утверждать, что личность медицинской сестры и особенности ее профессиональных поведенческих реакций тесно взаимосвязаны, ведь черты личности – это устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида.
Как личностные особенности медицинского работника влияют на индивидуальный стиль его профессиональной деятельности, так и любая работа формирует не только профессиональные знания, умения, но и личность в целом. Иногда говорят даже о профессиональной деформации личности.
Личность медицинской сестры, стиль ее общения с больными, владение техникой психологической работы сами по себе могут оказывать исцеляющее воздействие. Хотя возможны и побочные действия такого «лекарства». Поэтому так важны научные исследования влияния личности медицинской сестры на процесс лечения, изучения позитивных и негативных (в контексте лечебно – профилактической работы) сторон разных типов личности медицинского работника.