Бухгалтерский учет расходов на рекламу

Реклама – от лат. reclame – утверждать, выкрикивать. Это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»). Товар в целях рекламы – продукт деятельности (в т. ч. работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

При этом важно не путать рекламную информацию с данными о самой компании (профиль, вид оказываемых услуг и др.), а также о товаре (работе, услуге), его изготовителе и поставщике. Подобные сведения не попадают под понятие рекламы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2012 г. по делу № А13-9553/2011).

В зависимости от сферы деятельности компании (издательство, банк, турфирма) и места размещения рекламы (периодика, радио, Интернет, стенды, СМС-сообщения) особенности учета расходов на рекламу в каждом конкретно взятом случае будут свои. И все же есть ряд основных положений, которые применимы практически ко всем видам рекламных затрат[8].

Расходы на рекламу в целях налогообложения прибыли можно учесть, если они экономически оправданны, документально подтверждены, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода и не упомянуты в ст. 270 НК РФ (содержит перечень затрат, не учитываемых при налогообложении).

Для подтверждения расходов необходимо иметь договор на размещение рекламы, акт о выполнении работ (оказании услуг) и платежные документы.

Главной особенностью отражения рекламных расходов в налоговом учете является их разделение на нормируемые (учитываются в полном объеме) и ненормируемые (учитываются частично).

К ненормируемым относятся расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ):

· на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

· на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

· на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Остальные расходы на рекламу относятся к нормируемым и признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Рассчитывать предельный размер нормируемых рекламных расходов следует без учета НДС и акцизов (письмо Минфина РФ от 7.06.2005 г. № 03-03-01-04/1/310).

Учет рекламных расходов в целях налогообложения опытные бухгалтеры рекомендуют вести в специальном налоговом регистре. Связано это с тем, что затраты в бухгалтерском и налоговом учете не всегда совпадают. В связи с тем, что единой формы налоговых регистров не существует, компания вправе разработать их форму самостоятельно и закрепить ее в учетной политике организации. Форма должна содержать следующие реквизиты: наименование регистра, дату составления, измерители операции, наименование хозяйственных операций и подпись ответственного лица с расшифровкой.

Главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрено два метода признания доходов и расходов – начисление и кассовый метод.

Применяя метод начисления, организации необходимо руководствоваться ст. 272 НК РФ. Согласно п. 1 этой статьи затраты на рекламу признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. В ситуации когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, налогоплательщик должен распределять затраты самостоятельно.

Использовать кассовый метод компания вправе, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн рублей за каждый квартал. При этом стоит помнить, что применение кассового метода признания доходов и расходов носит добровольный характер. Даже если выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышает предельный показатель (установлен п. 1 ст. 273 НК РФ), компания может применять метод начисления. Переход на новый метод возможен лишь с начала нового налогового периода.

Компании довольно часто сталкиваются с ситуацией, когда нормируемые рекламные расходы за отчетный период превышают предельный размер (1 % от выручки). Происходит подобное вследствие того, что при увеличении суммы выручки от реализации возрастает и предельная сумма нормируемых рекламных затрат. В последующих отчетных периодах календарного года согласно п. 44 ст. 270 НК РФ организация сможет учесть ранее не учтенную сумму нормируемых рекламных расходов (письмо Минфина России от 6.11.2009 г. № 03-07-11/285).

Минфин России также считает возможным принять к вычету суммы НДС по сверхнормативным расходам на рекламу, которые не были приняты к вычету ранее. Сделать это можно в тех налоговых периодах по НДС, в которых данные затраты учтены в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина РФ от 6.11.2009 г. № 03-07-11/285).

В остальных случаях обложение товаров в рекламных целях НДС зависит от затрат компании. Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 рублей, не облагается НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Раздача рекламной продукции также не попадает под действие НДС, если затраты по ее приобретению учитываются при налогообложении прибыли (постановление ФАС Московского округа от 23.03.2012 г. по делу № А40-47825/11-116-132).

Если же расходы на приобретение товаров, переданных компанией в рекламных целях, превышают 100 рублей, то продукция облагается НДС (письмо Мифина от 25.10.2010 г. № 03-07-11/424 и письмо УФНС России по г. Москве от 9.02.2010 г. № 16-15/13276).

Рекламные расходы в бухгалтерском учете организации можно признать, если: они производятся в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов; может быть определена сумма расхода; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод компании[10].

Затраты на рекламу не подлежат нормированию и признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

На основании п. 18 ПБУ 10/99 рекламные расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени их фактической оплаты. Отразить затраты необходимо на счете 44 «Расходы на продажу» корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

Сумма НДС, предъявленная специализированной компанией, учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Списание накопленных на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» сумм НДС отражается по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам»[9].

Задача 1.

Деятельность турфирмы характеризуется следующими данными:

Показатели Базисный период Отчетный период
1. Численность работников, чел.    
2. Среднемесячная заработная плата, руб./чел. 12 800 14 350
3. Фонд заработной платы, руб. 358 400 430 500

Определить влияние факторов на фонд заработной платы. Сделать вывод.

Решение:

Фонд заработной платы представляет собой произведение численности работников организации на среднюю заработную плату, важно установить степень влияния этих факторов на фонд заработной платы. При этом используются следующие формулы:

Отклонение за счет СЗП = (СЗПфакт – СЗПплан)/Чфакт

Отклонение за счет СЗП = 14350-12800/28=55,35

Отклонение за счет численности = (Чфакт – Чплан) – СЗПплан

Отклонение за счет численности = 30-28/12800=0,0001

Задача 2.

Деятельность гостиничного предприятия характеризуется следующими данными:

Показатель 2012 год 2013 год
Объём продаж, тыс. руб 5 280 5 710
Прибыль, тыс. руб. 2 035 2 180
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 2 820 2 980

Рассчитать фондоотдачу, рентабельность использования основных фондов. Выделить факторы, влияющие на повышение эффективности использования основных фондов.

Решение:

Показатель фондоотдачи рассчитывают по следующие формуле:

Фондоотдача = Выручка / Основные средства

2012=5280/2820=1,87

2013=5710/2980=1,91

Рентабельность использования основных фондов=

прибыль/ Среднегодовая стоимость основных фондов

2012=2035/2820=0,72

2013=2180/2980=0,73

К числу факторов, влияющих на улучшение использования основных производственных фондов по времени, можно отнес­ти увеличение сменности работы основных фондов, снижение внутрисменных простоев в строительных организациях, обеспе­чение лучшего использования календарного времени работы строительной техники. Увеличение числа часов работы основ­ных фондов может быть достигнуто также за счет сокращения времени нахождения машин в ремонте и техническом обслужи­вании, снижения затрат времени на перебазирование и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: