Основой формирования новых фед-ых отношений в России послужили Федеративный договор и Конституция РФ.
После распада тоталитарного государства центробежные силы вырвались наружу. Они привели к распаду СССР, а затем стали угрозой целостности России. Стабилизировать национально-государственное устройство РФ должен был Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. представителями республик, краев, областей, автономий (кроме Чеченской и Татарстана), что означало переход к федеративному устройству России. Договором признается суверенитет республик в составе РФ.
Конституция РФ закрепила принципы федеративного устройства РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ):
1. государственная целостность,РФ– цельное, единое, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации.
2. единство системы государственной власти проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве Конституции и федеральных законов. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти во всей стране.
|
|
3. принципы равноправия и самоопределения народов в РФ. Федеративное устройство РФ отражает многонациональность страны. В н.в. субъекты РФ образованы по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, края, округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им.
4. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие проявляется в: 1.) равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; 2.)конституционно установленных равных пределах компетенции самой РФ; 3.)равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.
5. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Конституция определяет: 1) перечень вопросов ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ); 2) предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ч. 1 ст. 71 Конституции РФ). Правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам; 3) Конституция закрепляет полноту власти субъектов Федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов.
ГОВОРИТЬ КРАТКО!!!!
|
|
Предметы ведения РФ и ее субъектов Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Федерации находятся:
1)принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; 2)федеративное устройство и территория РФ;
3)регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
4)установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; 5)федеральная государственная собственность и управлению ею; 6)установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, социального, культурного и национального развития РФ;
7)установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; 8)федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; 9)федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; 10)внешняя политика и международные отношения РФ; международные договоры; вопросы войны и мира; 11)внешнеэкономические отношения; 12)оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов и пр.; 13) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа; 14)судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;15)федеральное коллизионное право; 16)метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; 17)государственные награды и почетные звания РФ;18)федеральная государственная служба.
В совместном ведении Фед. и ее субъектов (предметы ведения, формирующиеся по "остаточному принципу") (ст. 72 Конституции РФ):
1)обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; 2)защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;3)вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; 4)разграничение государственной собственности; 5)природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; 6)общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; 7)координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; 8)осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;9) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; 10)административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;11)кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; 12)защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; 13)установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; 14)координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.
|
|
При разграничении полномочий используется принцип делегирования полномочий, субсидиарности. Высшая инстанция берет на себя те функции которые не может самостоятельно выполнять низшая. Права принятия решений передаются на тот уровень, который ближе к заинтересованному населении. В свою очередь субъекты РФ делегируют на более высокий уровень те функции, которые не могут выполнять самостоятельно. Так обеспечивается взаимодополняемость управленческих функций.