1 O^-.-.u. ■:■<, ■,;;
1 Кор. 11:23-26:
Ибо я от Самого Тоспода принял то, что и вам передал, что Господь Иисус
в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал:
«приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за васяомимое; сие творите в Мое воспо
минание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в
Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо
всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возве
щаете, доколе Он придет,......'.,.,
lw. W". - av
^,_____^_ -■- ГЛАВА 50.__________
Поклонение
Каким образом наше поклонение может исполнить
свое великое предназначение в эпоху нового завета?
Что значит «поклоняться в духе и истине»?
л 1^Я,Ьгш; ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ -А
Термин «поклонение» иногда применяется в отношении всей христианской жизни, и действительно, все в нашей жизни должно быть актом поклонения, и все, что совершает церковь, должно рассматриваться как поклонение, поскольку все наши действия должны славить Бога. Однако здесь я использую это слово не в таком широком смысле. Я употребляю этот термин в более узком значении — это музыка и слова, которые христиане обращают к Богу как хвалу, а также состояние сердца, которое сопровождает эту хвалу, в особенности когда христиане собираются вместе. Поскольку в главах этой части рассматривается учение о церкви, то мы уделим внимание поклонению, которое совершается верующими, собравшимися вместе в церкви.
-■■■-.,xv.щ-^v. А. Определение поклонения и его цели...,,,. Л.МУ1,,,,
Поклонение — это прославление Бога нашими голосами и сердцем в Его присутствии. В этом определении мы отмечаем, что поклонение — это акт прославления Бога. Но мы призваны славить Бога во всех аспектах нашей жизни, поэтому в данном определении подчеркивается, что поклонение—это нечто, совершаемое в присутствии Божьем, когда мы осознанно склоняемся пред Ним в нашем сердце, славим Егоголоеоми говоримо Нем так, чтобы другие слышали. Павел призывает колосских христиан: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16, курсив мой. — У. Г.).
Ведь главная причина, по которой Бог призвал нас в собрание церкви, — это Его желание, чтобы мы поклонялись Ему. Эдмунд Клоуни мудро замечает:
Бог просил фараона: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх. 7:16)... Бог выводит их оттуда, чтобы ввести куда-то, а именно в Его собрание, великое собрание тех, кто стоит пред Его лицом... Поэтому собрание Божье на Синае — это окончательная цель
Глава 50. Поклонение
' исхода. Бог приводит Свой народ в Свое присутствие, чтобы он мое слы-.:'. шать Его голос и поклоняться Ему (курсив мой. — У Г.).
Однако Клоуни поясняет, что собрание поклонения на горе Синай не могло оставаться пред Богом вечно. Поэтому Богустановил в Церкви другие празднества, на которые три раза в год вся Церковь должна была собираться перед Ним. Он говорит, что «Израиль — это народ, созданный для служения, призванный собираться во дворах Господа и совместно славить имя Всевышнего»1.
При этом Клоуни указывает, что, вместо того чтобы поклоняться Богу в едином святом собрании, народ обратился к служению идолам; и тогда, вместо того чтобы собирать Свой народ для поклонения Ему, «Бог в гневе рассеял народ в изгнание»2.
Но Бог обещал, что Его план о Его народе все же будет осуществлен, что однажды появится великое собрание не только Израиля, но всех народов перед Его престолом (Ис. 2:2-4; 25:6-8; 49:22; 66:18-21; ср.: Иер. 48:47; 49:6,39). Клоуни отмечает, что исполнение этого обетования стало осуществляться, только когда Иисус начал созидать Церковь:
Пятидесятница была временем первых плодов, началом великой жатвы искупления. Петр проповедовал об исполнении пророчества Иоиля. Дух излился на людей, в мир вошло поклонение новой эпохи. Церковь —■ собрание поклонения — восславила Бога... Начался сбор урожая...
Евангельский призыв — это призыв к поклонению, к отказу от греха и обращению к имени Господа... Картина Церкви как собрания поклонения нигде не представлена более ярко, чем в Послании к Евреям (12:1S—29)... В нашем поклонении в Церкви Христовой мы приближа-.. [ емся к престолу Бога, Судьи всех. Мы вступаем в торжествующий собор святых и ангелов. Мы собираемся в Духе Святом и вместе с духами праведников, достигших совершенства. Мы входим в собрание сланы через Христа, нашего посредника, и через кровь Его искупительной смерти...
Итак, почтительное совместное поклонение ни в коем случае не долж- \": ■ но быть для Церкви Божьей чем-то произвольным, необязательным..., Оно выражает саму суть Церкви. На земле оно является манифестацией действительности небесного собрания5 (курсив мой. — У. Г.).
Таким образом, поклонение — это прямое выражение конечной цели нашей жизни: «прославлять Бога и в полноте наслаждаться Им вовеки»4. Бог
1 Edmund Clowney, "The Biblical Theology of the Church" in The Church in the Bible and
the World, ed. D. A. Carson, pp. 17-19.
2 Ibid.
3 Ibid., pp. 20-22.
4 Это выражение широко употребляется в христианских учениях. Оно взят из «Вест
минстерского большого катехизиса», вопрос первый: «В чем состоит основное и наивыс
шее предназначение человека?» Ответ: «Прославлять Боги и в полноте наслаждаться Им
вовеки».
Часть VI. Учение о Церкви
называет Своими сыновьями и дочерями «каждого, кто называется [Его] именем, кого [Он] сотворил для славы [Своей], образовал и устроил» (Ис. 43:6,7). Павел говорит почти в тех же самых выражениях: «Дабы послужить к. похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:12, курсив мой. — У. Г.). Здесь и во многих других местах Писание ясно утверждает, что Бог создал нас для того, чтобы мы прославили Его5.
Когда мы размышляем о цели поклонения, мы должны помнить, что Бог достоин поклонения, а мы нет. Даже апостол Иоанн был предупрежден о том, что ему не следует поклоняться земным существам и небесным ангелам. Когда он «пал к ногам Ангела... чтобы поклониться ему», то ангел сказал Иоанну: «Не делай сего... Богу поклонись» (Отк. 22:8,9).
Причина заключается втом, что Бог ревнует о Своей чести и по праву добивается славы для Самого Себя. Он говорит: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх. 20:5); «Славы Моей не дам иному» (Ис. 48:11). Нечто внутри нас должно содрогаться от этого, но также и радоваться. Мы должны содрогаться от страха лишить Бога Его славы. И мы должны радоваться тому обстоятельству, что Бог по праву ищет Себе славы и ревнует о ней, ибо Он более, чем что-то сотворенное Им, достоин славы. Двадцать четыре старца на небесах ощущают это почтение и эту радость, ибо они падают ниц перед престолом Бога и полагают свои венцы перед ним, воспевая: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:11). Если мы понимаем абсолютную правильность этого высказывания, то глубоко внутри нас возникает должное состояние подлинного поклонения.
Поскольку Бог достоин поклонения и ищет поклонения, все в наших богослужениях должно быть спланировано и осуществлено таким образом, чтобы привлечь наше внимание не к себе самим, а к Богу, и прославить не себя самих, а Его, и побудить людей думать о Нем. Нам следовало бы чаще оценивать качество наших воскресных богослужений — проповедь, общую молитву, руководство поклонением, музыку, совершение Вечери Господней и даже объявления и пожертвования. Действительно ли все это приносит славу Богу тем, как это совершается?6 Петр говорит, что духовные дары надо использовать так, чтобы «во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа» (1 Пет. 4:11).
'.EH,r','-.J4 Б. Эффект подлинного поклонения °^' W'-'*-1
Если мы поклоняемся Богу именно так, как это описано выше, истинно славя Его в наших сердцах и нашими голосами, то в результате этого мы много получаем.
s Подробнее о том, что Бог создал нас для Его собственной славы, см. в гл. 20.
6 Ничто так не разрушает атмосферу поклонения, как солист или хор, наслаждающийся тем, что привлекает к себе внимание, или проповедник, демонстрирующий свой ум и красноречие. «Бог гордым противится, а смиренным даст благодать» (1 Пет. 5:5).
Глава 50. Поклонение
1. Мы наслаждаемся Богом. Бог создал нас не только для того, чтобы мы
поклонялись Ему, но также для того, чтобы мы наслаждались Им и Его совер
шенством'. Возможно, мы наслаждаемся Богом в поклонении полнее, чем в
любом другом действии, которое мы совершаем в нашей жизни. Давид при
знается: «Одного просил я у Господа, того только ишу, чтобы пребывать мне в
доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посе
щать храм Его» (Пс. 26:4). Он говорит также: «Полнота радостей пред лицем
Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11). Асаф тоже знает, что
только Бог — исполнение всех надежд и желаний: «Ктомне на небе?ис Тобою
ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25). А сыновья Кореевы говорят: - «■-■'
Как вожделенны жилища Твои, Тосподи сил! Истомилась душа моя,
желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу
живому. <...> Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут
восхвалять Тебя. <...> Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи..;
(Пс. 83:2,4,11). "-^
Ранняя Церковь знала эту радость поклонения, ибо верующие «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян. 2:46,47). Сразу же после вознесения Иисуса, ученики «возвратились в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:52,53).
Конечно, такое постоянное прославление в этом веке не может продолжаться непрерывно, поскольку жизнь в падшем мире требует, чтобы мы посвящали свое время также многим другим обязанностям. Но продолжительное прославление даст нам возможность почувствовать то, что происходит на небесах, где четыре животных «ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8), а другие небесные существа и умершие спасенные присоединяются к этому небесному поклонению и превозносят «Агнца закланного»
(Отк. 5:12)..,,v*". uh/*.^(.bir,.,.JK< ijo,«.*.,v ■■»
2. Бог наслаждается нами. Что делает Бог, когда мы поклоняемся Ему?
Поразительная истина Писания заключается в том, что когда творение сла
вит Бога, Он также наслаждается этим. Когда Бог сотворил мир, он с наслаж
дением оглядел его и увидел, что все это «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Особен
ную радость Богу приносят человеческие существа, которых Он сотворил и
спас. Исайя напоминал народу Божьему:
1 О том, как в своей жизни наслаждаться Богом, см. в прекрасном исследовании: John Piper, Desiring God (Portland, Ore.: Multnomah, 1986); а также: John Piper, The Pleasures of God (Portland, Ore.: Muitnomah, 1991).
J
Часть VI. Учение о Церкви
>, И будешь венцем славы в руке Господа,.. <...>...Будут называть тебя:
«Мое благоволение к нему*... ибо Господь благоволит к тебе... <...>...Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:3—5).
' Софония говорит о том же:
Господь Бог твой среди тебя: Он силен спасти тебя; возвеселится о. т,, тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием (Соф. 3:17).
Эта истина должна вселять в нас надежду, ибо когда мы любим и славим Бога, то знаем, что приносим Ему радость и наслаждение. А самая глубокая радость любви — это радость от осознания, что мы доставляем радость тому,
кого любим.
. az. оц per ч
3. В поразительной невидимой реальности новозаветного поклонения мы приближаемся к Богу. Ветхозаветные верующие могли приближаться к Богу лишь в ограниченной степени, через церемонии, которые проходили в храме; и в самом деле, большинство израильтян не могли входить в сам храм и оставались во дворе. Даже священники могли входить только во внешний двор храма, в «святое место», когда им надлежало выполнять их обязанности. Но во внутреннее помещение храма, святая святых, не мог входить никто, кроме первосвященника, только один раз в год (см.: Евр. 9:1—7).
Теперь, в период нового завета, верующие имеют поразительную привилегию входить непосредственно в святая святых на небесах, когда они приступают к поклонению. «Имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа» (Евр. 10:19)8. Поскольку мы имеем это дерзновение входить в само присутствие Бога, автор Послания к Евреям призывает нас: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:22). Поклонение в новозаветной Церкви — это не просто осуществление некоего будущего опыта подлинного поклонения, и не просто претензия на вхождение в присутствие Божье, и не обычное осуществление чисто внешних действий. Это подлинное поклонение в присутствии Самого Бога, и поклонясь Ему, мы приступаем к Его престолу.
Более полно эта реальность выражена автором Послания к Евреям в гл. 12, когда он говорит христианам, что они приступили к этому месту не как
8 Греческий текст буквально говорит, что мы «имеем дерзновение входить в святые места», поскольку множественное число та* byiaw везде в Послании к Евреям обозначает как святое место, так и святая святых (Евр. 8:2; 9:8,25; 13:11). RSV (как и русский синодальный перевод. — Примеч. пер.) регулярно переводит это выражение как "святилище», но такой перевод не позволяет читателю осознать, что здесь речь идет как о святом месте, так и о святая святых (NASB множественное число переводит единственным, что необычно для этого перевода, где прослеживается тенденция к буквальному переводу).
Глава 50. Поклонение
к земной горе Синай, где израильский народ получил от Бога десять заповедей, а к тому, что гораздо лучше — к небесному Иерусалиму:
Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие 1 просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово... <...> Но вы при- ' ступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму И тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр. 12:18—24, курсив мой. — У. Г.).
Такова реальность новозаветного поклонения: оно действительно есть поклонение в присутствии Бога, хотя мы сейчас и не видим этого нашим физическим зрением, как не видим ангелов, собравшихся у Его престола, и духов прежде умерших праведников, которые ныне поклоняются Богу в Его присутствии. Но все это так и есть, и это более реально и постоянно, чем физическое творение, которое нас окружает и которое однажды, на последнем суде, будет разрушено. И если мы верим, что Писание истинно, то следует также верить, что мы действительно входим в это место и присоединяем наши голоса к тем, которые уже славят Бога на небе, всякий раз, когда мы приступаем к поклонению Богу, Единственно верным ответом с нашей стороны может быть только такой: «Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поддающий» (Евр. 12:28,29).
4. Бог приближается кнам. Иаков говорит: «Приблизьтесь к Богу, и при
близится к вам» (Иак. 4:8). Во всей Библии именно так Бог поступал со Сво
им народом, и мы должны быть уверены, что так будет и теперь.
В Ветхом Завете говорится, что когда народ Божий начал славить Господа, посвящая Ему храм, Он явился народу и дал о Себе знать:
И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоить на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий (2 Пар. 5:13,14, курсив мой. — У. Г.).
-у Хотя речь здесь идет об одном конкретном случае, можно предположить, что Бог давал знать о Своем присутствии среди Своего народа всякий раз, когда Его радовали славослония народа (даже если Он не являлся в видимой форме). Давид говорит: «Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» (Пс. 21:4).
5. Бог служит нам. Хотя главная цель поклонения — это прославление
Бога, Писание учит, что во время поклонения в нас происходит нечто еще:
Часть VI. Учение о Церкви
в это время мы созидаемся (т. е. нас укрепляют и поддерживают; в русской синодальной Библии используется второе значение этого слова — «назидать-ся». — Примеч. пер.). Конечно, в определенной мере это происходит и тогда, когда мы изучаем Библию или слышим слова ободрения, обращенные к нам. Павел говорит: «Все сие да будет х назиданию» (1 Кор. 14:26). Он говорит также, что мы должны поклоняться, «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19; ср.: Евр. 10:24,25).
Но когда мы поклоняемся Богу, Он встречает нас и непосредственно служит нам, укрепляя нашу веру, усиливая наше осознание Его присутствия и утоляя наш дух. Петр говорит христианам, идущим к Христу (в поклонении, молитве и вере): «УстрояЙте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). (В 1 Кор. 14:26 и 1 Пет. 2:5 употреблены однокоренные слова: соответственно, oiKoSo/ifj и oiKoSofiEco. «Назидание» [или «созидание»] —это то действие, которое по-гречески выражается тем же корнем, что и «устроение». — Примеч. пер.) Приступая к поклонению, мы особым образом входим в присутствие Бога и можем ожидать, что Он встретит нас там и будет служить нам: когда мы «приступаем с дерзновением к престолу благодати», то «обретаем благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16)э. Во время подлинного поклонения мы часто испытываем усиленную освящающую работу Святого Духа, Который непрерывно действует, приводя нас к подобию Христу «от славы в славу» (2Кор.З:18)10.
6. Браги Господа отступают. Когда израильский народ использовал поклонение перед врагами своими, Бог сражался за него против врагов. Например, когда моавитяне, эдомитяне и сирийцы вышли в поход против Иудеи, царь Иосафат выслал хор, славящий Бога, впереди армии:
И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили... И В то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил
9 См. также: Пс. 33:4,5,8; 36:4.
10 Каким-то образом, чем яснее мы видим Бога, тем более подобными Ему стано
вимся. Это особенно очевидным будет для нас при вступлении в грялущиИ век, ибо Иоанн
говорит: «Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»
(1 Ин. 3:2). Однако в определенной степени это верно и в нынешней жизни, когда мы
созерцаем предстоящий перед нами лик, «взирая на начальника и совершителя веры,
Иисуса» (Евр. 12:2). Иногда присутствие Господа и сопутствуюшая работа Святого Духа в
нашем сердце становятся настолько очевидными, что мы осо.шасм, что Бог совершает
нечто внутри пае — как это, безусловно, осознавали ученики, когда Иисус шел вместе с
ними по дороге в Эммаус, так как позднее они сказали: «Не горело ли в нас сердце наше,
когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» {Лк. 24:32).
Часть VI. Учение о Церкви
f
мы воздаем Ему, никогда не изгладится из Его сознания и будет продолжать приносить Ему наслаждение вечно (ср. с Иуд. 25: «Единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки»).
Тот факт, что поклонение — это действие, имеющее огромное значение и вечную ценность, очевиден также из того, что оно является главным занятием тех, кто уже находится на небесах (ср.: Отк. 4:8-1; 5:11-14).
Г. Как поклоняться «в духе и истине»? --"'—........
В конечном счете, поклонение — это духовное действие, и оно должно усиливаться действием в нас Святого Духа. Это означает, что мы должны молиться о том, чтобы Святой Дух дал нам сил для правильного поклонения.
Тот факт, что подлинное поклонение происходите невидимом, духовном мире, также очевиден из следующих слов Иисуса:
Й".
Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отеи ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:23,24).
Выражение «поклоняться в духе и истине» лучше всего понимать не как «в Святом Духе», а как «в духовной сфере, в сфере духовной деятельности»11. Это означает, что истинное поклонение затрагивает не только наши физические тела, но также и наш дух, нематериальный аспект нашего существа, который в первую очередь и действует в сфере невидимого. Мария знала, что она поклоняется именно таким образом, так как она воскликнул а: «Ве-личит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46,47).
Мы также должны помнить, что Бог постоянно «ищет» (Ин. 4:23) тех, кто будет поклоняться Ему в духе, т. е. тех, чей дух, так же как тело и разум, поклоняется Богу. Такое поклонение считается обязательным, поскольку поклоняющиеся Богу «должны поклоняться в духе и истине» (ст. 24). Если наш дух не поклоняется Богу, то такое поклонение нельзя назвать истинным.
11 Основания для такого утверждения: 1) разговор Иисуса с женщиной у колодца касается места поклонения (см. ст. 20, 21). Ответ Иисуса понимается гораздо в большей степени, если считать, что речь идет о духовной сфере, в которой мы поклоняемся. 2) В греческом тексте предлог 'ev («в») в выражении «в духе и истине» соответствует тому же слову Јv, употребленному в ст. 21 для буквального обозначения места: «на горе», «в Иерусалиме». И вновь противопоставление заключается в словах, обозначающих место, «в» котором следует поклониться. 3) Слово «истина» обозначает качество поклонения. Параллель была бы более понятной, если бы мы предположили, что слова «в духе* относятся не к личности, а к качеству поклонения.
Глава 50. Поклонение
-
Мы входим в состояние истинного поклонения, когда видим Бога таким, каков Он есть, и отвечаем на Его присутствие. Даже на небесах серафимы, которые видят славу Божью, восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Когда ученики увидели, как Иисус идет по воде и как затем утих ветер, то, после того как Он поднялся в лодку, «бывшие... влодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33). Автор Послания к Евреям знает, что когда мы входим в присутствие Божье (Евр. 12:18—24), то должны «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:28,29). Поэтому подлинное поклонение не является чем-то самопроизвольным, и этому нельзя научиться с помощью тренировки. Оно должно быть излиянием наших сердец в ответ на осознание Божьей сути.
Следовало бы спросить себя, есть ли в наших церквах подлинное, глубокое, искреннее поклонение? Во многих евангельских церквах прихожане, лишь после того как спет последний гимн и проповедь привлекла их внимание к Тому, Кто есть Бог, начинают радоваться в Боге с сердцем, полным хваты. Но вот тут-то богослужение внезапно и заканчивается. А ведь именно сейчас оно должно только начинаться! Если в наших церквах нет подлинного поклонения, не мешало бы спросить себя, как испытать большую глубину и богатство поклонения, которое является естественным ответом верующего сердца на осознание Божьего присутствия и понимание Его природы'."2
Можем ли мы сделать что-то для того, чтобы ] шше поклонение стало более эффективным? Мы должны помнить, что поклонение — это явление, относящееся к сфере духа (Ин. 4:21—24), и потому все решения должны быть духовными. Готовясь к поклонению, следует больше внимание уделять молитве (и особенно это касается руководителей церкви) о том, чтобы Бог благословил наше поклонение и дал о Себе знать. Также и община должна получить наставление о духовной природе поклонения, людям должно быть разъяснено новозаветное понимание поклонения в присутствии Бога (см.: Евр. 12:22—24). Кроме того, христиан следует поощрять к тому, чтобы они исправляли нарушенные отношения с ближними. Павел говорит, что люди должны воздевать чистые руки «без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8), а Иисус напоминает нам, что прежде нам следует «примириться» с нашим братом, а затем принести свой дар к жертвеннику Божьему (Мф. 5:24). Иоанн говорит, что человек, утверждающий, что он любит Бога, но ненавидит своего брата — «лжец» (1 Ин. 4:20). Мужьям, чтобы их молитвам «не было препятствия», елсдуетбытьуверенными, что они живут со своими женами, «оказывая им честь» (1 Пет. 3:7). И вся церковь обязана следить за тем, «чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15) — чтобы
12 Конечно, природа Бога может быть открыта не только через проповедь слова, но также и через пение гимнов, через молитву и через чтение Библии без комментирования.
Часть VI. Учение о Церкви
грех разорванных взаимоотношений, возникнув среди немногих, не распространился на большое количество людей и чтобы в результате этого Божье благословение на всю обшину не прекратилось.
Кроме того, если мы воистину хотим приблизиться к Богу в поклонении, то должны стремиться к личной святости жизни. Автор Послания к Евреям напоминает веруюшим, чтобы они стремились «иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14), а Иисус говорит, что «чистые сердцем... Бога узрят» (Мф. 5:8) — и это обетование частично сбывается уже в этой жизни, полностью же сбудется в грядущем веке. Иоанн говорит о молитве: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Ин. 3:21), однако этот принцип, безусловно, применим и к поклонению, ибо мы имеем дерзновение входить в присутствие Божье, чтобы прославлять Его. Иаков говорит о том же самом, когда после слов: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам», сразу же добавляет: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:8)13.
И все же устройство и структура богослужения имеют значение, поскольку есть указания на то, что Иисус придавал большое значение атмосфере во время поклонения. «Вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». Поясняя этот Свой поступок, Иисус подчеркнул, что храм должен быть домом молитвы: «Написано: „дом Мой домом молитвы наречется"; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12,13). Он также говорил верующим: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). И это не только потому, что в нашей комнате нас не увидят другие люди и, следовательно, наша молитва будет произнесена не для собственной славы; но и потому, что, когда на нас смотрят другие люди, наше внимание отвлекается и мы молимся отчасти и для того, чтобы нас слышали другие, или, по меньшей мере, так, чтобы не раздражать окружающих. Это не означает, что совместное поклонение и молитва запрещены (поскольку и то и другое явно одобряется как в Ветхом, так и в Новом Завете), это значит лишь, что мы должны тщательно выбиратьобсто- новкудля молитвы и поклонения, чтобы наше внимание ничто не отвлекало. Это согласуется с тем фактом, что поклонение должно совершаться должным порядком, так как «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33; ср. также со ст. 40). Атмосфера и настроение поклонения очень важны, поскольку мы должны «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28). Это означает, что церковь должна собираться в обстановке, бла-
13 В других местах Писания также прослеживается связь между личной святостью и поклонением Богу, см., напр., Прит. 15:8: «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему». (См. также: Прит. 15:29; 28:9; Пс. 33:15-18; 65:18.)
i
Глава 50. Поклонение
гоприятной для поклонения, без отвлекающих моментов, когда есть возможность сосредоточить свое внимание на Господем.
И в Ветхом, и в Новом Завете особое значение в поклонении имеет пение. 13 наши дни произошло изменение как в разговорном английском языке, так и в музыкальных формах, и церквам следует открыто и честно обсуждать и планировать, какие именно песнопения могут быть исполнены всей общиной, какие песнопения люди действительно считают средством прославления Бога. Песнопения, в которых обращение к Богу идет непосредственно, во втором лице (т. е. когда к Богу обращаются на «ты» и о Нем не говорится «Он»), часто бывают особенно эффективны для поклонения, хотя из псалмов видно, что обе формы обращения к Богу угодны Ему.
Кроме того, важно уделять достаточно времени разным аспектам совместного поклонения. Безусловно, определенное время должна занимать молитва (см.: Лк. 6:12; 22:39—46; Деян. 12:12; 13:2). Библейское учение может быть довольно продолжительным (Мф. 15:32; Деян. 20:7-11). Кроме того, подлинное, искреннее поклонение и хвала Богу могут занимать довольно длительное время, если это необходимо.
Отчасти это справедливо, потому что различные аспекты богослужения требуют различного настроения и состояния разума. Слушание библейского учения требует внимания к тексту и к учителю. Хвала требует радости и концентрации на Господе и Его совершенстве. Ходатайственные молитвы требуют сосредоточенности на нуждах других людей и заботы о них. Когда совершаются пожертвования, нам следует сосредоточиться на нашем посвящении себя Господу, на принесении Ему нашего дара от всего сердца и на уверенности в том, что Он поможет нам во всех наших нуждах. Вечеря Господня требует размышления, самоанализа и, возможно, покаяния, а также благодарения. Но мы не можем пребывать во всех этих состояниях одновременно. Различные состояния разума требуют времени, чтобы утвердиться в них. По этой причине собравшаяся община не может достичь всех этих целей за один час
14 Практические соображения, о которых говорится в этой главе, могут бьпъ отнесены к разным формам поклонения, но и не рассматриваю здесь эти формы. Они могут быть различными: от продолжительных сложных лигургических служений епископальных церквей, до спонтанных харизматических собраний. Поскольку Библия не предписывает нам придерживаться какой-то конкретной формы, здесь следует руководствоваться принципом, высказанным Павлом: «Все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26). Однако евангельские христиане не должны не раздумывая отклонять непривычные формы поклонения. Традиционным церквам необходимо осознать, что спонтанность можно оформить в определенный порядок, а харизматические группы должны понять, что назидание и подлинное поклонение могут иметь место и внутри тщательно проработанной структуры. (Что же касается чтения хором во время литургии, то если христиане могут поклоняться и молиться, воспевая слова хором, они должны это делать!) Но необходимо помнить, что любая форма, доведенная до крайности, может превратиться в рутину для всех, кто в ней участвует.
Часть VI. Учение о Церкви
воскресным утром, и даже пытаться достичь этого — занятие пагубное. Те,
кто пытается осуществить все за короткое время, плотно заполняют его раз
ными видами служения, и при этом ничто не осуществляется хорошо15. Если
члены общины хотят решить различные задачи во время богослужения и сде
лать собрание более продолжительным, то им придется подойти к этому твор
чески; может быть, нужно будет опустить или перенести те виды поклонения,
которые стали привычными или традиционными, но в действительности не яв
ляются НеобХОДИМЫМИ^:.w^^j^i«njmii- лгенттлЧ --i-КЛ
-:;;;* -.'ЮЧЫА-- Вопросы ДЛЯ СЭМОСТОЯТеЛЬНОЙ работы rs о;:
1. Происходит ли в вашей церкви полное, истинное поклонение каждое вос
кресенье? Как много времени уделяется поклонению (в узком смысле слона) —
т. е. вознесению хвалы и благодарения Богу? Вы хотели бы, чтобы этому уделя
лось больше времени? Какие аспекты поклонения, по вашему мнению, являют
ся нзиболее важными? Какие аспекты вам кажутся менее важными? Каким обра
зом ваша церковь могла бы сделать поклонение более эффективным и глубоким
по сноси сути (если это необходимо)?
2. Вы когда-то переживали сильное ощущение присутствия Бога на совмест
ном поклонении? Когда это произошло? Опишите этот опыт. Можете ли вы ска
зать, что способствовало этому?
3. Какие эмоции вы испытываете во время поклонения? Схож ли этот опыт с
другими ситуациями повседневной жизни, или эти чувства возникают у вас толь
ко во время поклонения? Вы когда-то ощущали, что Бог служит вам в то время,
когда вы поклоняетесь Ему? Что помогло вам осознать это?
4. Как вы полагаете, в вашей жизни достаточно времени уделяется поклоне
нию? Если нет, то что этому мешает?
I
15 К несчастью, пасторы, которые пытаются совершить множество действий во Бремя богослужения, становятся похожими на распорядителя цирка с несколькими аренами, который после каждого номера выкрикивает: «Посмотрите сюда! Посмотрите туда!» Также и пастор взывает: «Славьте Бога! Будьте щедрыми! Размышляйте о Писании! Молитесь! Примиритесь с ближним! Поприветствуйте вашихдрузей! Испытывайте себя! Покайтесь в ваших грехах! Пойте Господу! Аминь? Аминь!» В подобной ситуации эмоции людей меняются столь резко, что они просто не в состоянии адекватно реагировать на происходящее, и в результате они вовсе не проявляют эмоций и не отвечают на призыв пастора в своем сердце. Они уходят с богослужения разочарованными и недовольными, поскольку потребность их сердца в подлинном поклонении, молитве и изучении Писания не была удовлетворена.
Большинство людей с трудом концентрируются на чем-то и легко отвлекаются. Поэтому лично я считаю, что руководитель поклонения, который обращается к собранию между песнопениями, просто отвлекает мое внимание от Господа и переносит его ва самого себя, и при этом я не участвую в поклонении как должно.
Глава 50, Поклонение
-
5. Что вы думаете о том факте, что Бог ревнует о своей славе и ищет ее? Мо
жете представить себе нечто во вселенной, что могло бы искать себе славы с боль
шим правом, чем Бог? Что иное, кроме поклонений, может дать вам уверенность,
что вы делаете именно то, для чего были сотворены? .If.,_,, ( _iiv i_ip.
Специальные термины
поклонение
.on Y'T* ui "li/i.wiV., 1.3
Библиография v
■iH;i,t>J«K: -: Соответствующие разделы i'.^rieleJi.г
в евангельских систематических богословиях ч(ТвЯ;
1. Англиканские (епископальные)
1882—1892 Litton (вопрос напрямую не рассматривается)
2. Арминианские (уэслианские или методистские)
1875-1876 Pope, 3:287-294
1940 Wiley, 3:138-150
1960 Purkiser, 415-420
1983 Carter, 2:614-615 '..
3. Баптистские
1767 Gill, 2:341-352, 558, 682-729 ■■CjtO',"' '"' ">!
1987-1994 Lewis/Demarcst.......... " '"^ 'f-<■'••'■'!' ' "
............................................................................ --■■ ■.-.. -;-J«K'-
4. Диспенсационалистские -.. „,J,^i,...|J,,,,.
1986 Ryrie, 428-430 ^ц:»^™^.1^>"ц^-..
5. Лютеранские w ' -
(вопрос напрямую не рассматривается) "^ u^-v"1 • "! г '•'
6. Реформатские (или прескитсрианские) _го..,,.,.. л..(1{..
1724-1758 Edwards, 2:913-918 1937-1966 Murray, CW, 1:165-168
7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams
■■''"■' '; Соответствующие разделы
в авторитетных римско-католических богословиях
(Вопрос напрямую не рассмаривается.)
Часть VI. Учение о Церкви
..7,«!"-оЗ - ■ ■ : •■"- Другиеработы
---^л-1 А|]еП) Roland, and Borror, Gordon. Worship: Rediscovering the Missing Jewel. Portland, Ore.: Multnomah, 1982.
Carson, Herbert M. Hallelujah! Christian Worship. Welwyn, Hertfordshire, England: Evangelical Press, 1980.
Engle, Paul E. Discovering the Fullness of Worship. Philadelphia: Great Commission, 1978.
Harrison, E. F. „Worship". In EDT, pp. 1192-1193. "!HMir'"JI '■
Krauetcr, Tom. Keys to Becoming an Effective Worship Leader. Available from Psalmist Resources, 9820 E. Watson Rd., St. Louis, MO 63126. 1991.
Manson, P. D. „Worship". In £07", pp. 730-732.
Martin, Ralph P. Worship in the Early Church. Westwood, N. J.: Revell, 1964.
Martin, Ralph P. The Worship of God. Grand Rapids: Eerdmans, 1982.
Moule, C. F. D. Worship in the New Testament. Richmond, Va.: John Knox, 1961.
Peterson, David. Engaging With God: A Biblical Theology of Worship. Leicester: Inter-Varsty Press, and Grand Rapids: Eerdmans, 1992.
Rayburn, Robert G. О Come, Let Us Worship. Grand Rapids: Baker, 1980. ;.. Taylor, Jack R. The Hallelujah Factor. Nashville, Tenn.: Broadman, 1983.
Wainwright, Geoffrey. Doxology: The Praise of God in Worship, Doctrine, and Life. New York: Oxford University Press, 1980.
Webber, Robert E. Worship Old and New. Grand Rapids: Zondervan, 1982.
-■>'•■ ■■-■<• Отрывок для запоминания ■' ■ ^г' '■' "-'
Отк. 4:11:
Достоин Ты, Господи, приять славу и несть и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.
iJO Д..
'.': i-v.:TO lit.
■мъ, л.' ■ 1 «ли к
■'.. ■■{■a--. w.!*i»! г;.,.
'.! ■!'." \у '■ ■■ -J СЧ1 1ТГЯ, ■: --' ■-■; ■ ■ ал....ct^Ci^lvtir-".'. ' "■■'' "
__ ['ц ГЛАВА 51
Духовные дары. Общие вопросы ^-■..,,-.,■,
■и;*ге»*ш Что такое духовные дары? Сколько их? тщн№ъгйоП
..,,. Прекратились ли какие-то из них? -,,_,,,.,■,
Стремление к духовным дарам и их использование,