Для запоминания


1 O^-.-.u. ■:■<, ■,;;


1 Кор. 11:23-26:

Ибо я от Самого Тоспода принял то, что и вам передал, что Господь Иисус
в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал:
«приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за васяомимое; сие творите в Мое воспо­
минание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в
Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо
всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возве­
щаете, доколе Он придет,
......'.,.,




lw. W". - av


^,_____^_ -■- ГЛАВА 50.__________

Поклонение

Каким образом наше поклонение может исполнить

свое великое предназначение в эпоху нового завета?

Что значит «поклоняться в духе и истине»?

л 1^Я,Ьгш; ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

Термин «поклонение» иногда применяется в отношении всей христиан­ской жизни, и действительно, все в нашей жизни должно быть актом покло­нения, и все, что совершает церковь, должно рассматриваться как поклоне­ние, поскольку все наши действия должны славить Бога. Однако здесь я ис­пользую это слово не в таком широком смысле. Я употребляю этот термин в более узком значении — это музыка и слова, которые христиане обращают к Богу как хвалу, а также состояние сердца, которое сопровождает эту хвалу, в особенности когда христиане собираются вместе. Поскольку в главах этой части рассматривается учение о церкви, то мы уделим внимание поклонению, которое совершается верующими, собравшимися вместе в церкви.

-■■■-.,xv.щ-^v. А. Определение поклонения и его цели...,,,. Л.МУ1,,,,

Поклонение — это прославление Бога нашими голосами и сердцем в Его при­сутствии. В этом определении мы отмечаем, что поклонение — это акт про­славления Бога. Но мы призваны славить Бога во всех аспектах нашей жиз­ни, поэтому в данном определении подчеркивается, что поклонение—это не­что, совершаемое в присутствии Божьем, когда мы осознанно склоняемся пред Ним в нашем сердце, славим Егоголоеоми говоримо Нем так, чтобы другие слышали. Павел призывает колосских христиан: «Слово Христово да вселя­ется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16, курсив мой. — У. Г.).

Ведь главная причина, по которой Бог призвал нас в собрание церкви, — это Его желание, чтобы мы поклонялись Ему. Эдмунд Клоуни мудро замечает:

Бог просил фараона: «Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх. 7:16)... Бог выводит их оттуда, чтобы ввести куда-то, а именно в Его собрание, великое собрание тех, кто стоит пред Его лицом... Поэтому собрание Божье на Синае — это окончательная цель


Глава 50. Поклонение





' исхода. Бог приводит Свой народ в Свое присутствие, чтобы он мое слы-.:'. шать Его голос и поклоняться Ему (курсив мой. — У Г.).

Однако Клоуни поясняет, что собрание поклонения на горе Синай не мог­ло оставаться пред Богом вечно. Поэтому Богустановил в Церкви другие празд­нества, на которые три раза в год вся Церковь должна была собираться перед Ним. Он говорит, что «Израиль — это народ, созданный для служения, при­званный собираться во дворах Господа и совместно славить имя Всевышнего»1.

При этом Клоуни указывает, что, вместо того чтобы поклоняться Богу в едином святом собрании, народ обратился к служению идолам; и тогда, вмес­то того чтобы собирать Свой народ для поклонения Ему, «Бог в гневе рассеял народ в изгнание»2.

Но Бог обещал, что Его план о Его народе все же будет осуществлен, что однажды появится великое собрание не только Израиля, но всех народов пе­ред Его престолом (Ис. 2:2-4; 25:6-8; 49:22; 66:18-21; ср.: Иер. 48:47; 49:6,39). Клоуни отмечает, что исполнение этого обетования стало осуществляться, только когда Иисус начал созидать Церковь:

Пятидесятница была временем первых плодов, началом великой жатвы искупления. Петр проповедовал об исполнении пророчества Иоиля. Дух излился на людей, в мир вошло поклонение новой эпохи. Цер­ковь —■ собрание поклонения — восславила Бога... Начался сбор урожая...

Евангельский призыв — это призыв к поклонению, к отказу от гре­ха и обращению к имени Господа... Картина Церкви как собрания по­клонения нигде не представлена более ярко, чем в Послании к Евреям (12:1S—29)... В нашем поклонении в Церкви Христовой мы приближа-.. [ емся к престолу Бога, Судьи всех. Мы вступаем в торжествующий собор святых и ангелов. Мы собираемся в Духе Святом и вместе с духами пра­ведников, достигших совершенства. Мы входим в собрание сланы через Христа, нашего посредника, и через кровь Его искупительной смерти...

Итак, почтительное совместное поклонение ни в коем случае не долж- \": ■ но быть для Церкви Божьей чем-то произвольным, необязательным..., Оно выражает саму суть Церкви. На земле оно является манифестаци­ей действительности небесного собрания5 (курсив мой. — У. Г.).

Таким образом, поклонение — это прямое выражение конечной цели на­шей жизни: «прославлять Бога и в полноте наслаждаться Им вовеки»4. Бог

1 Edmund Clowney, "The Biblical Theology of the Church" in The Church in the Bible and
the World,
ed. D. A. Carson, pp. 17-19.

2 Ibid.

3 Ibid., pp. 20-22.

4 Это выражение широко употребляется в христианских учениях. Оно взят из «Вест­
минстерского большого катехизиса», вопрос первый: «В чем состоит основное и наивыс­
шее предназначение человека?» Ответ: «Прославлять Боги и в полноте наслаждаться Им
вовеки».



Часть VI. Учение о Церкви


называет Своими сыновьями и дочерями «каждого, кто называется [Его] именем, кого [Он] сотворил для славы [Своей], образовал и устроил» (Ис. 43:6,7). Павел говорит почти в тех же самых выражениях: «Дабы послужить к. похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:12, курсив мой. — У. Г.). Здесь и во многих других местах Писание ясно утверждает, что Бог со­здал нас для того, чтобы мы прославили Его5.

Когда мы размышляем о цели поклонения, мы должны помнить, что Бог достоин поклонения, а мы нет. Даже апостол Иоанн был предупрежден о том, что ему не следует поклоняться земным существам и небесным ангелам. Ког­да он «пал к ногам Ангела... чтобы поклониться ему», то ангел сказал Иоанну: «Не делай сего... Богу поклонись» (Отк. 22:8,9).

Причина заключается втом, что Бог ревнует о Своей чести и по праву до­бивается славы для Самого Себя. Он говорит: «Я Господь, Бог твой, Бог ревни­тель» (Исх. 20:5); «Славы Моей не дам иному» (Ис. 48:11). Нечто внутри нас должно содрогаться от этого, но также и радоваться. Мы должны содрогаться от страха лишить Бога Его славы. И мы должны радоваться тому обстоятель­ству, что Бог по праву ищет Себе славы и ревнует о ней, ибо Он более, чем что-то сотворенное Им, достоин славы. Двадцать четыре старца на небесах ощущают это почтение и эту радость, ибо они падают ниц перед престолом Бога и пола­гают свои венцы перед ним, воспевая: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:11). Если мы понимаем абсолютную правильность этого высказывания, то глубоко внутри нас возникает должное состояние подлинного поклонения.

Поскольку Бог достоин поклонения и ищет поклонения, все в наших бо­гослужениях должно быть спланировано и осуществлено таким образом, что­бы привлечь наше внимание не к себе самим, а к Богу, и прославить не себя самих, а Его, и побудить людей думать о Нем. Нам следовало бы чаще оцени­вать качество наших воскресных богослужений — проповедь, общую молит­ву, руководство поклонением, музыку, совершение Вечери Господней и даже объявления и пожертвования. Действительно ли все это приносит славу Богу тем, как это совершается?6 Петр говорит, что духовные дары надо использо­вать так, чтобы «во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа» (1 Пет. 4:11).

'.EH,r','-.J4 Б. Эффект подлинного поклонения °^' W'-'*-1

Если мы поклоняемся Богу именно так, как это описано выше, истинно славя Его в наших сердцах и нашими голосами, то в результате этого мы мно­го получаем.

s Подробнее о том, что Бог создал нас для Его собственной славы, см. в гл. 20.

6 Ничто так не разрушает атмосферу поклонения, как солист или хор, наслаждаю­щийся тем, что привлекает к себе внимание, или проповедник, демонстрирующий свой ум и красноречие. «Бог гордым противится, а смиренным даст благодать» (1 Пет. 5:5).


Глава 50. Поклонение





1. Мы наслаждаемся Богом. Бог создал нас не только для того, чтобы мы
поклонялись Ему, но также для того, чтобы мы наслаждались Им и Его совер­
шенством'. Возможно, мы наслаждаемся Богом в поклонении полнее, чем в
любом другом действии, которое мы совершаем в нашей жизни. Давид при­
знается: «Одного просил я у Господа, того только ишу, чтобы пребывать мне в
доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посе­
щать храм Его» (Пс. 26:4). Он говорит также: «Полнота радостей пред лицем
Твоим,
блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11). Асаф тоже знает, что
только Бог — исполнение всех надежд и желаний: «Ктомне на небе?ис Тобою
ничего не хочу на земле»
(Пс. 72:25). А сыновья Кореевы говорят: - «■-■'

Как вожделенны жилища Твои, Тосподи сил! Истомилась душа моя,
желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу
живому. <...> Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут
восхвалять Тебя. <...> Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи..;
(Пс. 83:2,4,11). "-^

Ранняя Церковь знала эту радость поклонения, ибо верующие «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего на­рода» (Деян. 2:46,47). Сразу же после вознесения Иисуса, ученики «возврати­лись в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:52,53).

Конечно, такое постоянное прославление в этом веке не может продол­жаться непрерывно, поскольку жизнь в падшем мире требует, чтобы мы по­свящали свое время также многим другим обязанностям. Но продолжитель­ное прославление даст нам возможность почувствовать то, что происходит на небесах, где четыре животных «ни днем ни ночью не имеют покоя, взы­вая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8), а другие небесные существа и умершие спасенные присоединя­ются к этому небесному поклонению и превозносят «Агнца закланного»

(Отк. 5:12)..,,v*". uh/*.^(.bir,.,.JK< ijo,«.*.,v ■■»

2. Бог наслаждается нами. Что делает Бог, когда мы поклоняемся Ему?
Поразительная истина Писания заключается в том, что когда творение сла­
вит Бога, Он также наслаждается этим. Когда Бог сотворил мир, он с наслаж­
дением оглядел его и увидел, что все это «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Особен­
ную радость Богу приносят человеческие существа, которых Он сотворил и
спас. Исайя напоминал народу Божьему:




1 О том, как в своей жизни наслаждаться Богом, см. в прекрасном исследовании: John Piper, Desiring God (Portland, Ore.: Multnomah, 1986); а также: John Piper, The Pleasures of God (Portland, Ore.: Muitnomah, 1991).


J



Часть VI. Учение о Церкви


>, И будешь венцем славы в руке Господа,.. <...>...Будут называть тебя:

«Мое благоволение к нему*... ибо Господь благоволит к тебе... <...>...Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:3—5).

' Софония говорит о том же:

Господь Бог твой среди тебя: Он силен спасти тебя; возвеселится о. т,, тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием (Соф. 3:17).

Эта истина должна вселять в нас надежду, ибо когда мы любим и славим Бога, то знаем, что приносим Ему радость и наслаждение. А самая глубокая радость любви — это радость от осознания, что мы доставляем радость тому,

кого любим.

. az. оц per ч

3. В поразительной невидимой реальности новозаветного поклонения мы приближаемся к Богу. Ветхозаветные верующие могли приближаться к Богу лишь в ограниченной степени, через церемонии, которые проходили в храме; и в самом деле, большинство израильтян не могли входить в сам храм и оста­вались во дворе. Даже священники могли входить только во внешний двор храма, в «святое место», когда им надлежало выполнять их обязанности. Но во внутреннее помещение храма, святая святых, не мог входить никто, кроме первосвященника, только один раз в год (см.: Евр. 9:1—7).

Теперь, в период нового завета, верующие имеют поразительную приви­легию входить непосредственно в святая святых на небесах, когда они при­ступают к поклонению. «Имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа» (Евр. 10:19)8. Поскольку мы имеем это дерзновение входить в само присутствие Бога, автор Послания к Евреям призывает нас: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:22). Покло­нение в новозаветной Церкви — это не просто осуществление некоего буду­щего опыта подлинного поклонения, и не просто претензия на вхождение в присутствие Божье, и не обычное осуществление чисто внешних действий. Это подлинное поклонение в присутствии Самого Бога, и поклонясь Ему, мы приступаем к Его престолу.

Более полно эта реальность выражена автором Послания к Евреям в гл. 12, когда он говорит христианам, что они приступили к этому месту не как

8 Греческий текст буквально говорит, что мы «имеем дерзновение входить в святые места», поскольку множественное число та* byiaw везде в Послании к Евреям обознача­ет как святое место, так и святая святых (Евр. 8:2; 9:8,25; 13:11). RSV (как и русский сино­дальный перевод. — Примеч. пер.) регулярно переводит это выражение как "святилище», но такой перевод не позволяет читателю осознать, что здесь речь идет как о святом месте, так и о святая святых (NASB множественное число переводит единственным, что необыч­но для этого перевода, где прослеживается тенденция к буквальному переводу).


Глава 50. Поклонение






к земной горе Синай, где израильский народ получил от Бога десять запове­дей, а к тому, что гораздо лучше — к небесному Иерусалиму:

Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие 1 просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово... <...> Но вы при- ' ступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму И тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написан­ных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр. 12:18—24, курсив мой. — У. Г.).

Такова реальность новозаветного поклонения: оно действительно есть поклонение в присутствии Бога, хотя мы сейчас и не видим этого нашим фи­зическим зрением, как не видим ангелов, собравшихся у Его престола, и ду­хов прежде умерших праведников, которые ныне поклоняются Богу в Его при­сутствии. Но все это так и есть, и это более реально и постоянно, чем физи­ческое творение, которое нас окружает и которое однажды, на последнем суде, будет разрушено. И если мы верим, что Писание истинно, то следует также верить, что мы действительно входим в это место и присоединяем наши голоса к тем, которые уже славят Бога на небе, всякий раз, когда мы приступаем к поклонению Богу, Единственно верным ответом с нашей стороны может быть только такой: «Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поддающий» (Евр. 12:28,29).

4. Бог приближается кнам. Иаков говорит: «Приблизьтесь к Богу, и при­
близится к вам» (Иак. 4:8). Во всей Библии именно так Бог поступал со Сво­
им народом, и мы должны быть уверены, что так будет и теперь.

В Ветхом Завете говорится, что когда народ Божий начал славить Госпо­да, посвящая Ему храм, Он явился народу и дал о Себе знать:

И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхва­лению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек ми­лость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли свя­щенники стоить на служении по причине облака, потому что слава Гос­подня наполнила дом Божий (2 Пар. 5:13,14, курсив мой. — У. Г.).

Хотя речь здесь идет об одном конкретном случае, можно предположить, что Бог давал знать о Своем присутствии среди Своего народа всякий раз, когда Его радовали славослония народа (даже если Он не являлся в видимой форме). Давид говорит: «Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» (Пс. 21:4).

5. Бог служит нам. Хотя главная цель поклонения — это прославление
Бога, Писание учит, что во время поклонения в нас происходит нечто еще:



Часть VI. Учение о Церкви


в это время мы созидаемся (т. е. нас укрепляют и поддерживают; в русской синодальной Библии используется второе значение этого слова — «назидать-ся». — Примеч. пер.). Конечно, в определенной мере это происходит и тогда, когда мы изучаем Библию или слышим слова ободрения, обращенные к нам. Павел говорит: «Все сие да будет х назиданию» (1 Кор. 14:26). Он говорит так­же, что мы должны поклоняться, «назидая самих себя псалмами и славосло­виями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19; ср.: Евр. 10:24,25).

Но когда мы поклоняемся Богу, Он встречает нас и непосредственно слу­жит нам, укрепляя нашу веру, усиливая наше осознание Его присутствия и уто­ляя наш дух. Петр говорит христианам, идущим к Христу (в поклонении, мо­литве и вере): «УстрояЙте из себя дом духовный, священство святое, чтобы при­носить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). (В 1 Кор. 14:26 и 1 Пет. 2:5 употреблены однокоренные слова: соответственно, oiKoSo/ifj и oiKoSofiEco. «Назидание» [или «созидание»] —это то действие, ко­торое по-гречески выражается тем же корнем, что и «устроение». — Примеч. пер.) Приступая к поклонению, мы особым образом входим в присутствие Бога и можем ожидать, что Он встретит нас там и будет служить нам: когда мы «приступаем с дерзновением к престолу благодати», то «обретаем благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16)э. Во время подлинного поклонения мы часто испытываем усиленную освящающую работу Святого Духа, Кото­рый непрерывно действует, приводя нас к подобию Христу «от славы в славу» (2Кор.З:18)10.

6. Браги Господа отступают. Когда израильский народ использовал по­клонение перед врагами своими, Бог сражался за него против врагов. Напри­мер, когда моавитяне, эдомитяне и сирийцы вышли в поход против Иудеи, царь Иосафат выслал хор, славящий Бога, впереди армии:

И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили... И В то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил


9 См. также: Пс. 33:4,5,8; 36:4.

10 Каким-то образом, чем яснее мы видим Бога, тем более подобными Ему стано­
вимся. Это особенно очевидным будет для нас при вступлении в грялущиИ век, ибо Иоанн
говорит: «Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»
(1 Ин. 3:2). Однако в определенной степени это верно и в нынешней жизни, когда мы
созерцаем предстоящий перед нами лик, «взирая на начальника и совершителя веры,
Иисуса» (Евр. 12:2). Иногда присутствие Господа и сопутствуюшая работа Святого Духа в
нашем сердце становятся настолько очевидными, что мы осо.шасм, что Бог совершает
нечто внутри пае — как это, безусловно, осознавали ученики, когда Иисус шел вместе с
ними по дороге в Эммаус, так как позднее они сказали: «Не горело ли в нас сердце наше,
когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» {Лк. 24:32).




Часть VI. Учение о Церкви


f


мы воздаем Ему, никогда не изгладится из Его сознания и будет продолжать приносить Ему наслаждение вечно (ср. с Иуд. 25: «Единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки»).

Тот факт, что поклонение — это действие, имеющее огромное значение и вечную ценность, очевиден также из того, что оно является главным занятием тех, кто уже находится на небесах (ср.: Отк. 4:8-1; 5:11-14).

Г. Как поклоняться «в духе и истине»? --"'—........

В конечном счете, поклонение — это духовное действие, и оно должно уси­ливаться действием в нас Святого Духа. Это означает, что мы должны молиться о том, чтобы Святой Дух дал нам сил для правильного поклонения.

Тот факт, что подлинное поклонение происходите невидимом, духовном мире, также очевиден из следующих слов Иисуса:


Й".


Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники бу­дут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отеи ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:23,24).


Выражение «поклоняться в духе и истине» лучше всего понимать не как «в Святом Духе», а как «в духовной сфере, в сфере духовной деятельности»11. Это означает, что истинное поклонение затрагивает не только наши физи­ческие тела, но также и наш дух, нематериальный аспект нашего существа, который в первую очередь и действует в сфере невидимого. Мария знала, что она поклоняется именно таким образом, так как она воскликнул а: «Ве-личит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46,47).

Мы также должны помнить, что Бог постоянно «ищет» (Ин. 4:23) тех, кто будет поклоняться Ему в духе, т. е. тех, чей дух, так же как тело и разум, покло­няется Богу. Такое поклонение считается обязательным, поскольку поклоня­ющиеся Богу «должны поклоняться в духе и истине» (ст. 24). Если наш дух не поклоняется Богу, то такое поклонение нельзя назвать истинным.

11 Основания для такого утверждения: 1) разговор Иисуса с женщиной у колодца касается места поклонения (см. ст. 20, 21). Ответ Иисуса понимается гораздо в большей степени, если считать, что речь идет о духовной сфере, в которой мы поклоняемся. 2) В греческом тексте предлог 'ev («в») в выражении «в духе и истине» соответствует тому же слову Јv, употребленному в ст. 21 для буквального обозначения места: «на горе», «в Иеру­салиме». И вновь противопоставление заключается в словах, обозначающих место, «в» котором следует поклониться. 3) Слово «истина» обозначает качество поклонения. Па­раллель была бы более понятной, если бы мы предположили, что слова «в духе* относят­ся не к личности, а к качеству поклонения.



Глава 50. Поклонение



-


Мы входим в состояние истинного поклонения, когда видим Бога таким, каков Он есть, и отвечаем на Его присутствие. Даже на небесах серафимы, которые видят славу Божью, восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Когда ученики увидели, как Иисус идет по воде и как затем утих ветер, то, после того как Он поднялся в лодку, «быв­шие... влодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33). Автор Послания к Евреям знает, что когда мы входим в присут­ствие Божье (Евр. 12:18—24), то должны «служить благоугодно Богу, с благо­говением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:28,29). Поэтому подлинное поклонение не является чем-то самопроизвольным, и это­му нельзя научиться с помощью тренировки. Оно должно быть излиянием наших сердец в ответ на осознание Божьей сути.

Следовало бы спросить себя, есть ли в наших церквах подлинное, глубо­кое, искреннее поклонение? Во многих евангельских церквах прихожане, лишь после того как спет последний гимн и проповедь привлекла их внимание к Тому, Кто есть Бог, начинают радоваться в Боге с сердцем, полным хваты. Но вот тут-то богослужение внезапно и заканчивается. А ведь именно сейчас оно должно только начинаться! Если в наших церквах нет подлинного поклоне­ния, не мешало бы спросить себя, как испытать большую глубину и богат­ство поклонения, которое является естественным ответом верующего сердца на осознание Божьего присутствия и понимание Его природы'."2

Можем ли мы сделать что-то для того, чтобы ] шше поклонение стало бо­лее эффективным? Мы должны помнить, что поклонение — это явление, от­носящееся к сфере духа (Ин. 4:21—24), и потому все решения должны быть духовными. Готовясь к поклонению, следует больше внимание уделять молитве (и особенно это касается руководителей церкви) о том, чтобы Бог благосло­вил наше поклонение и дал о Себе знать. Также и община должна получить наставление о духовной природе поклонения, людям должно быть разъяснено новозаветное понимание поклонения в присутствии Бога (см.: Евр. 12:22—24). Кроме того, христиан следует поощрять к тому, чтобы они исправляли нару­шенные отношения с ближними. Павел говорит, что люди должны воздевать чистые руки «без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8), а Иисус напоминает нам, что прежде нам следует «примириться» с нашим братом, а затем принести свой дар к жертвеннику Божьему (Мф. 5:24). Иоанн говорит, что человек, утверж­дающий, что он любит Бога, но ненавидит своего брата — «лжец» (1 Ин. 4:20). Мужьям, чтобы их молитвам «не было препятствия», елсдуетбытьуверенны­ми, что они живут со своими женами, «оказывая им честь» (1 Пет. 3:7). И вся церковь обязана следить за тем, «чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15) — чтобы

12 Конечно, природа Бога может быть открыта не только через проповедь слова, но также и через пение гимнов, через молитву и через чтение Библии без комментирования.



Часть VI. Учение о Церкви


грех разорванных взаимоотношений, возникнув среди немногих, не распрос­транился на большое количество людей и чтобы в результате этого Божье бла­гословение на всю обшину не прекратилось.

Кроме того, если мы воистину хотим приблизиться к Богу в поклонении, то должны стремиться к личной святости жизни. Автор Послания к Евреям напоминает веруюшим, чтобы они стремились «иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14), а Иисус говорит, что «чис­тые сердцем... Бога узрят» (Мф. 5:8) — и это обетование частично сбывается уже в этой жизни, полностью же сбудется в грядущем веке. Иоанн говорит о молитве: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Ин. 3:21), однако этот принцип, безусловно, применим и к поклонению, ибо мы имеем дерзновение входить в присутствие Божье, чтобы прославлять Его. Иаков говорит о том же самом, когда после слов: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам», сразу же добавляет: «Очистите руки, грешники, исправь­те сердца, двоедушные» (Иак. 4:8)13.

И все же устройство и структура богослужения имеют значение, поскольку есть указания на то, что Иисус придавал большое значение атмосфере во вре­мя поклонения. «Вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и по­купающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». Поясняя этот Свой поступок, Иисус подчеркнул, что храм должен быть домом молитвы: «Написано: „дом Мой домом молитвы наречется"; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12,13). Он также говорил верую­щим: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). И это не только потому, что в нашей комнате нас не увидят другие люди и, следовательно, наша мо­литва будет произнесена не для собственной славы; но и потому, что, когда на нас смотрят другие люди, наше внимание отвлекается и мы молимся отчасти и для того, чтобы нас слышали другие, или, по меньшей мере, так, чтобы не раз­дражать окружающих. Это не означает, что совместное поклонение и молитва запрещены (поскольку и то и другое явно одобряется как в Ветхом, так и в Новом Завете), это значит лишь, что мы должны тщательно выбиратьобсто- новкудля молитвы и поклонения, чтобы наше внимание ничто не отвлекало. Это согласуется с тем фактом, что поклонение должно совершаться должным порядком, так как «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33; ср. также со ст. 40). Атмосфера и настроение поклонения очень важны, по­скольку мы должны «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28). Это означает, что церковь должна собираться в обстановке, бла-


13 В других местах Писания также прослеживается связь между личной святостью и поклонением Богу, см., напр., Прит. 15:8: «Жертва нечестивых — мерзость пред Госпо­дом, а молитва праведных благоугодна Ему». (См. также: Прит. 15:29; 28:9; Пс. 33:15-18; 65:18.)


i


Глава 50. Поклонение





гоприятной для поклонения, без отвлекающих моментов, когда есть возмож­ность сосредоточить свое внимание на Господем.

И в Ветхом, и в Новом Завете особое значение в поклонении имеет пение. 13 наши дни произошло изменение как в разговорном английском языке, так и в музыкальных формах, и церквам следует открыто и честно обсуждать и планировать, какие именно песнопения могут быть исполнены всей общи­ной, какие песнопения люди действительно считают средством прославления Бога. Песнопения, в которых обращение к Богу идет непосредственно, во вто­ром лице (т. е. когда к Богу обращаются на «ты» и о Нем не говорится «Он»), часто бывают особенно эффективны для поклонения, хотя из псалмов видно, что обе формы обращения к Богу угодны Ему.

Кроме того, важно уделять достаточно времени разным аспектам совмест­ного поклонения. Безусловно, определенное время должна занимать молитва (см.: Лк. 6:12; 22:39—46; Деян. 12:12; 13:2). Библейское учение может быть до­вольно продолжительным (Мф. 15:32; Деян. 20:7-11). Кроме того, подлин­ное, искреннее поклонение и хвала Богу могут занимать довольно длительное время, если это необходимо.

Отчасти это справедливо, потому что различные аспекты богослужения требуют различного настроения и состояния разума. Слушание библейского учения требует внимания к тексту и к учителю. Хвала требует радости и кон­центрации на Господе и Его совершенстве. Ходатайственные молитвы требу­ют сосредоточенности на нуждах других людей и заботы о них. Когда совер­шаются пожертвования, нам следует сосредоточиться на нашем посвящении себя Господу, на принесении Ему нашего дара от всего сердца и на увереннос­ти в том, что Он поможет нам во всех наших нуждах. Вечеря Господня требует размышления, самоанализа и, возможно, покаяния, а также благодарения. Но мы не можем пребывать во всех этих состояниях одновременно. Различные состояния разума требуют времени, чтобы утвердиться в них. По этой при­чине собравшаяся община не может достичь всех этих целей за один час

14 Практические соображения, о которых говорится в этой главе, могут бьпъ отне­сены к разным формам поклонения, но и не рассматриваю здесь эти формы. Они могут быть различными: от продолжительных сложных лигургических служений епископаль­ных церквей, до спонтанных харизматических собраний. Поскольку Библия не предпи­сывает нам придерживаться какой-то конкретной формы, здесь следует руководство­ваться принципом, высказанным Павлом: «Все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26). Однако евангельские христиане не должны не раздумывая отклонять непривычные фор­мы поклонения. Традиционным церквам необходимо осознать, что спонтанность можно оформить в определенный порядок, а харизматические группы должны понять, что на­зидание и подлинное поклонение могут иметь место и внутри тщательно проработанной структуры. (Что же касается чтения хором во время литургии, то если христиане могут поклоняться и молиться, воспевая слова хором, они должны это делать!) Но необходимо помнить, что любая форма, доведенная до крайности, может превратиться в рутину для всех, кто в ней участвует.



Часть VI. Учение о Церкви


воскресным утром, и даже пытаться достичь этого — занятие пагубное. Те,
кто пытается осуществить все за короткое время, плотно заполняют его раз­
ными видами служения, и при этом ничто не осуществляется хорошо15. Если
члены общины хотят решить различные задачи во время богослужения и сде­
лать собрание более продолжительным, то им придется подойти к этому твор­
чески; может быть, нужно будет опустить или перенести те виды поклонения,
которые стали привычными или традиционными, но в действительности не яв­
ляются НеобХОДИМЫМИ^:.w^^j^i«njmii- лгенттлЧ --i-КЛ

-:;;;* -.'ЮЧЫА-- Вопросы ДЛЯ СЭМОСТОЯТеЛЬНОЙ работы rs о;:

1. Происходит ли в вашей церкви полное, истинное поклонение каждое вос­
кресенье? Как много времени уделяется поклонению (в узком смысле слона) —
т. е. вознесению хвалы и благодарения Богу? Вы хотели бы, чтобы этому уделя­
лось больше времени? Какие аспекты поклонения, по вашему мнению, являют­
ся нзиболее важными? Какие аспекты вам кажутся менее важными? Каким обра­
зом ваша церковь могла бы сделать поклонение более эффективным и глубоким
по сноси сути (если это необходимо)?

2. Вы когда-то переживали сильное ощущение присутствия Бога на совмест­
ном поклонении? Когда это произошло? Опишите этот опыт. Можете ли вы ска­
зать, что способствовало этому?

3. Какие эмоции вы испытываете во время поклонения? Схож ли этот опыт с
другими ситуациями повседневной жизни, или эти чувства возникают у вас толь­
ко во время поклонения? Вы когда-то ощущали, что Бог служит вам в то время,
когда вы поклоняетесь Ему? Что помогло вам осознать это?

4. Как вы полагаете, в вашей жизни достаточно времени уделяется поклоне­
нию? Если нет, то что этому мешает?


I


15 К несчастью, пасторы, которые пытаются совершить множество действий во Бре­мя богослужения, становятся похожими на распорядителя цирка с несколькими арена­ми, который после каждого номера выкрикивает: «Посмотрите сюда! Посмотрите туда!» Также и пастор взывает: «Славьте Бога! Будьте щедрыми! Размышляйте о Писании! Молитесь! Примиритесь с ближним! Поприветствуйте вашихдрузей! Испытывайте себя! Покайтесь в ваших грехах! Пойте Господу! Аминь? Аминь!» В подобной ситуации эмо­ции людей меняются столь резко, что они просто не в состоянии адекватно реагировать на происходящее, и в результате они вовсе не проявляют эмоций и не отвечают на при­зыв пастора в своем сердце. Они уходят с богослужения разочарованными и недоволь­ными, поскольку потребность их сердца в подлинном поклонении, молитве и изучении Писания не была удовлетворена.

Большинство людей с трудом концентрируются на чем-то и легко отвлекаются. По­этому лично я считаю, что руководитель поклонения, который обращается к собранию между песнопениями, просто отвлекает мое внимание от Господа и переносит его ва самого себя, и при этом я не участвую в поклонении как должно.


Глава 50, Поклонение




-


5. Что вы думаете о том факте, что Бог ревнует о своей славе и ищет ее? Мо­
жете представить себе нечто во вселенной, что могло бы искать себе славы с боль­
шим правом, чем Бог? Что иное, кроме поклонений, может дать вам уверенность,
что вы делаете именно то, для чего были сотворены? .If.,_,, ( _iiv i_ip.

Специальные термины



поклонение


.on Y'T* ui "li/i.wiV., 1.3


Библиография v




■iH;i,t>J«K: -: Соответствующие разделы i'.^rieleJi.г

в евангельских систематических богословиях ч(ТвЯ;

1. Англиканские (епископальные)

1882—1892 Litton (вопрос напрямую не рассматривается)

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1875-1876 Pope, 3:287-294
1940 Wiley, 3:138-150

1960 Purkiser, 415-420

1983 Carter, 2:614-615 '..

3. Баптистские

1767 Gill, 2:341-352, 558, 682-729 ■■CjtO',"' '"' ">!
1987-1994 Lewis/Demarcst.......... " '"^ 'f-<■'••'■'!' ' "
............................................................................ --■■ ■.-.. -;-J«K'-

4. Диспенсационалистские -.. „,J,^i,...|J,,,,.

1986 Ryrie, 428-430 ^ц:»^™^.1^>"ц^-..

5. Лютеранские w ' -
(вопрос напрямую не рассматривается) "^ u^-v"1 • "! г '•'

6. Реформатские (или прескитсрианские) _го..,,.,.. л..(1{..

1724-1758 Edwards, 2:913-918 1937-1966 Murray, CW, 1:165-168

7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)

1988-1992 Williams

■■''"■' '; Соответствующие разделы

в авторитетных римско-католических богословиях

(Вопрос напрямую не рассмаривается.)



Часть VI. Учение о Церкви



..7,«!"-оЗ - ■ ■ : •■"- Другиеработы

---^л-1 А|]еП) Roland, and Borror, Gordon. Worship: Rediscovering the Missing Jewel. Portland, Ore.: Multnomah, 1982.

Carson, Herbert M. Hallelujah! Christian Worship. Welwyn, Hertfordshire, England: Evangelical Press, 1980.

Engle, Paul E. Discovering the Fullness of Worship. Philadelphia: Great Commission, 1978.

Harrison, E. F. „Worship". In EDT, pp. 1192-1193. "!HMir'"JI '■

Krauetcr, Tom. Keys to Becoming an Effective Worship Leader. Available from Psalmist Resources, 9820 E. Watson Rd., St. Louis, MO 63126. 1991.

Manson, P. D. „Worship". In £07", pp. 730-732.

Martin, Ralph P. Worship in the Early Church. Westwood, N. J.: Revell, 1964.

Martin, Ralph P. The Worship of God. Grand Rapids: Eerdmans, 1982.

Moule, C. F. D. Worship in the New Testament. Richmond, Va.: John Knox, 1961.

Peterson, David. Engaging With God: A Biblical Theology of Worship. Leicester: Inter-Varsty Press, and Grand Rapids: Eerdmans, 1992.

Rayburn, Robert G. О Come, Let Us Worship. Grand Rapids: Baker, 1980. ;.. Taylor, Jack R. The Hallelujah Factor. Nashville, Tenn.: Broadman, 1983.

Wainwright, Geoffrey. Doxology: The Praise of God in Worship, Doctrine, and Life. New York: Oxford University Press, 1980.

Webber, Robert E. Worship Old and New. Grand Rapids: Zondervan, 1982.



-■>'•■ ■■-■<• Отрывок для запоминания ■' ■ ^г' '■' "-'

Отк. 4:11:

Достоин Ты, Господи, приять славу и несть и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

iJO Д..

'.': i-v.:TO lit.


■мъ, л.' ■ 1 «ли к

■'.. ■■{■a--. w.!*i»! г;.,.

'.! ■!'." \у '■ ■■ -J СЧ1 1ТГЯ, ■: --' ■-■; ■ ■ ал....ct^Ci^lvtir-".'. ' "■■'' "



__ ['ц ГЛАВА 51



Духовные дары. Общие вопросы ^-■..,,-.,■,

■и;*ге»*ш Что такое духовные дары? Сколько их? тщн№ъгйоП

..,,. Прекратились ли какие-то из них? -,,_,,,.,■,

Стремление к духовным дарам и их использование,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: