Механизм психологической защиты интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование. Образование данного механизма принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками. Предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. В этот кластер входят следующие механизмы: анулирование действия, сублимация и рационализация.
А. Фрейд выделяла следующие чертыинтеллектуализации:
1. Сосредоточенность на конкретных объектах, реальных вещах в противовес объектам фантазий.
2. Повышенное внимание к процессу рассуждения, размышления.
3. Практическое отсутствие связи рассуждений и реального поведения.
4. Бегство от конфликта сменяется поворотом к нему. Это чисто интеллектуальный процесс представляет собой обдумывание и выработку множества способов для предотвращения опасности.
|
|
Патологические формы интеллектуализации обычно возникают в связи с проблемой отчуждения и манипулятивного поведения. В результате человек может хорошо говорить о красоте пейзажа, но не испытывать эмоций при виде его. Интеллектуализация ставит запрет на эмоциях, не давая индивиду возможности для эмоционального реагирования.
Интеллектуализацию часто сравнивают с рационализацией, так как оба являются следствием интеллектуальных процессов. Но интеллектуализация – это нейтрализация эмоции, а рационализации – это псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы личности потерей самоуважения.
Основная задача рационализации – найти весомые доказательства, оправдывающие неверные поступки личности, а интеллектуализации – обосновать свое бездействие, поставив его причины в зависимости от объективных условий.
Цель интеллектуализации – самооправдание. Защитная тактика состоит в акцентуировании или прямом приписывании собственному Я привлекательных качеств; своеобразной интерпретации личностных черт: трактовка агрессивности как активности, скупости как бережливости, эмоциональной несдержанности как принципиальности.
Особенности защитного поведения в норме: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязательств, любовь к порядку, для данного механизма защиты не характерно проявление вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм.
|
|
Акцентуация: психастения (по П.Б. Ганнушкину), педантичность (по К. Леонгарду).
Возможные девиации поведения: неспособность принять решение, подмена деятельности "рассуждательством", самообман и самооправдание, выраженная отстраненность, цинизм, поведение, обусловленное различными фобиями, ритуальные и другие навязчивые действия.
Диагностическая концепция: навязчивость.
Возможные психосоматические заболевания: болевые ощущения в области сердца, вегетативные расстройства, спазмы пищевода, полиурия, сексуальные расстройства.
Тип групповой роли: "роль философствующего".
Аннулирование действия – предназначено для предотвращения или ослабления действия каких-либо неприемлемых мыслей, чувств. Это повторяющиеся ритуальные действия, у субъекта формируется магическое мышление и вера в сверхестественное (отпущение грехов – проступок можно загладить). Менеджер и Лиф называют этот механизм «Уничтожение сделанного».