Философская мысль древнего Китая.
В учении Лао-цзы (VII в. до н.э.) о священном «Дао» (даосизм) все вещи, рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Дао, согласно Лао-цэы, «пусто, но в применении неисчерпаемо». Дао выступает праотцом всех вещей. Оно невыразимо словами. В нем начало неба и земли. Преднамеренная активность опасна,, что деятельность человека разрушает гармонию сущего, естественный ход событий. Согласно Лао-цзы, тот, «кто действует, потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет. Вот почему совершенно мудрый бездеятелен, и он не терпит неудачу. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет
В древнем Китае наибольшее распространение и влияние получила философия Кун-цзы /лат. «Конфуций»/ (VI-V в. до н.э). Это было этико-политическое учение, основными принципами которого считались следующие: • взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе); • человеколюбие (почитание родителей, культ предков); • сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства). Правила управления государством уподоблено им управлению колесницей: император правит, чиновники — вожжи, закон и мораль — узда, уголовное наказание — бич, народ — лошади. Конфуций выступал против чрезмерного насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».