Лекция №7. b. Философия Спинозы (рационализм)

b. Философия Спинозы (рационализм). Он же Бенекдит. Он фаталист (предопределено)

b.i. Онтология. Он отождествлял природу и Бога. Т.е. был представителем радикального пантеизма. Ещё существуют атрибуты – это неотъемлемые части природы. Их много, но человеку в процессе познания даны только 2 атрибута: протяженность (пространство) и мышление. Так же наряду с атрибутами имеются модусы, они осуществляют переход от бесконечного Бога-природы к конечным вещам, предметам.

b.ii. Гносеология. Природа и Бог познаваемы. Спиноза выделяет три основных уровня познания действительности:

b.ii.1. Эмпирический уровень. На этом уровне формируются смутные образы.

b.ii.2. Уровень разума. Действительность познается посредством логических понятий и доказывается посредством логических умозаключений.

b.ii.3. Интуитивный уровень. Истина так очевидна, что не требует никаких доказательств. На базе интуитивного уровня, он формирует свой метод, который он называет геометрическим.

b.iii. Социальная философия. Базовая категория – категория свободы. Свобода – это осознанная необходимость. Все предопределено, но я могу быть свободен в той степени, в которой я познаю законы природы и общества, в той степени я становлюсь свободным от них.

b.iv. Спиноза одним из первых стал применять научные методы для анализа священного писания (Библии). Он приходи к такому выводу: Библия написана не Богом и не по наущению Бога. Библия написана людьми, т.к. там много противоречий, которых Бог бы не допустил. Написана не 1 человеком, а многими, и в течении долгого периода времени.

c. Лейбниц Готфрид-Венгельм. Рационалист, так же ученым и математиком. Был полигистром, т.е. внес вклад во многие науки.

c.i. Онтология. Он разработал онтологическую систему «манадология». Манады – это первичные единицы, которые неделимы. Они обладают как психическими, так и физическими свойствами. Они не взаимодействуют друг к другом. «Манады не имеют окон». Единственная форма взаимодействия – это предустановленная гармония. Она возникает в момент создания Богом мира. Лейбниц был сторонником деизма (Бог создал мир и больше на него не влиял). «Мы живем в лучших из возможных миров», т.е. если бы физические параметры были немного другими жизнь не смогла бы состояться. Классификация манад:

c.i.1. Если концентрируются манады, которые обладают только способностями к первичным ощущениям, тогда возникают физические тела, окружающие нас.

c.i.2. Если концентрируются манады со способностью к восприятию (перцетиям) то возникает все многообразие биологических объектов.

c.i.3. Если концентрируются манады с способностью к апертеции (сознанию), то возникают разумные существа (люди, ангелы)

c.ii. Гносеология. Был сторонником рационализма и полагал, что мир мог быть адекватно познан разумом. Лейбниц полагал, что в душе человека имеются зародыши тех или иных идей, и под воздействием внешней среды они могут развиться или не развиться. Он был одним из крупных организаторов научных знаний, он участвовал в создании Академии Наук в ряде европейских государств. Ученик Лейбница Вольф учил Михаила Ломоносова.

Философия просвещения (17-18 вв.).

Имелись региональные подразделения просвещения.

Общие характеристики:

1. Абсолютизация роли научного знания. Все другие виды знаний рассматривались как вторичные и зависимые от неё (науки).

2. Основной наукой является механика. Представители этого периода времени полагали, что все многообразие явлений можно свести к механической форме движения.

3. Просветители рассматривали причинно-следственные связи как построенные на основе механического детерминизма.

4. Большинство просветителей были сторонниками деизма и атеизма.

5. Просветители придумали принципиально новый жанр – энциклопедию. Это взгляд на мир с точки зрения науки, научная картина мира. Раньше были только сборники чудес, сказок, слухов.

6. Просветители создали основы теорию прогресса (социальная философия). Общество развивается от худшего к лучшему. Критериями являются развитие разума и его продуктов. Просветители полагали, что людей надо учить научным знаниям, научным представлениям.

7. Общество может меняться системой реформ, научно обоснованных, или посредством революции. Просветители одними из первых теоретически обосновали необходимость и возможность революции.

Представители:

1. Монтестье Шарль-Луи. Он одним из первых теоретически обосновал концепцию географического детарменизма. Это объяснение социальных и политических изменений, которые становятся возможными в результате географических факторов. К основным географическим факторам он относил климат, рельеф местности, наличие плодородных почв, наличие рек. Оптимальные формы правления:

a. Для больших государств значительной территории (Китай, Турция, Персия и Россия) наиболее оптимальной формой правления является деспотия.

b. Для средних государств – монархия.

c. А для маленьких – республика.

Он задался вопросом, почему в южных странах есть рабство, а в северных нет. В южных странах так жарко, что там привыкли работать «из-под палки», а в северных странах – другая мотивация. Новое обоснование формам реализации демократии. Демократия должна опираться на механизм разделения властей: законодательная власть, исполнительная и судебная. Это новое понимание демократии.

2. Руссо Жан-Жак. Писатель и философ. Он отрицал необходимость и возможность прогресса, потому как он не делает человека счастливым. Основная пролема – проблема неравенства. Руссо выделял 2 вида неравенства:

a. природное или физическое. Оно не устранимо (взрослый - ребенок, сильный - слабый).

b. Политическое неравенство. Оно основано на злоупотреблении одних людей по отношению к другим людям. Источником является собственность. Собственники для сохранения своей собственности заключают с неимущими общественный договор и тем самым создают государство. Неимущие всегда проигравшая сторона. Для устранения этой несправедливости необходимо уничтожить собственность и государство. Социальным идеалом является «общество счастливых дикарей»вывод: Руссо оказал влияние на формирование многих идей как социалистических так монархических.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: