Нормативные данные проявлений силы-слабости нервной системы

Проявления сильной н. с. Проявления средней по силе–слабости н. с. Проявления слабой н. с
Баллы от +20 до –15 Баллы от +14 до –14 Баллы от –20 до –15

Теперь рассмотрит схему наблюдений в ситуациях, которые позволяют составить представление о том, как выражена у учащегося такая динамическая особенность, как скорость, темп деятельности. В любом коллективе, классе всегда можно выделить несколько человек, которые резко отличаются друг от друга следующими показателями:

· скоростью выполнения заданий;

· легкостью переключения с одного вида деятельности на другой;

· скоростью усвоения нового материала;

· скоростью реакции на разные внешние раздражители.

Одни учащиеся почти всегда демонстрируют высокую скорость работы, и их можно охарактеризовать как очень быстрых, другие, наоборот, делают все с низкой скоростью, не успевают уложиться в отведенное время и чаще всего характеризуются как медлительные. Многочисленные исследования показали, что эти индивидуальные различия (при условии, если и те и другие учащиеся имеют необходимые знания, навыки, интерес к учебе) обусловлены такими свойствами нервной системы, как лабильность и подвижность.

Следует отметить, что эти свойства нервной системы в жизненных ситуациях имеют очень много сходных проявлений. Как лабильность, так и подвижность обусловливают такую динамическую особенность, как скорость, темп деятельности. Поэтому на поведенческом уровне чаще всего не делается четких разграничений между ними.

Обычно при описании жизненных проявлений этих свойств используется такое понятие, как «подвижность нервной системы в широком смысле слова». При дальнейшем изложении материала мы будем придерживаться такой терминологии.

Итак, высокий темп деятельности быстрота реакций характерны для лиц, обладающих подвижной (в широком смысле) нервной системой. Низкий темп деятельности, замедленные реакции встречаются у тех лиц, которые обладают инертной (в широком смысле) нервной системой.

Для наблюдения за такими людьми можно использовать схему, предложенную ниже.

Схема наблюдений в ситуациях, дифференцирующих учащихся с подвижной и инертной нервной системой.

Протокол «П - И»

Цель наблюдения: оценка проявлений подвижности-инертности нервной системы в критериальных учебных ситуациях.

Шкала оценок +2 балла – проявление подвижности нервной системы в наблюдаемой ситуации выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность, характерная для проявления инертной нервной системы, не встречается совсем;

+1 балл – проявление подвижности нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; особенности противоположного характера (инертной нервной системы) проявляются очень редко;

0 баллов – проявления подвижной и инертной нервной системы выражены нерезко; иногда могут встречаться проявления, характерные как для подвижной нервной системы, так и для инертной, но они носят эпизодический характер;

–1 балл – проявления инертной нервной системы выражены заметно и обнаруживаются в большинстве случаев; проявления, характерные для подвижной нервной системы, встречаются редко;

–2 балла – проявление инертной нервной системы выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность противоположного характера не встречается совсем.

Ситуации. Уровни проявлений подвижности-инертности н. с. +2 +1 0 –1 –2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: