Тест Роршаха

Тест Роршаха принадлежит к числу проективных тестов. Он используется для диагностики отдельных психических свойств и качеств личности. Выяснение таких свойств и сторон личности по тесту Роршаха основано на анализе простейших продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные особенности личности.

В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использует сферу перцепции. На ма­териале индивидуального построения образа он разрабатывает свою систему диагностики личности. Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструирования представ­лений стоят отдельные личностные свойства и качества. По его мнению, сведения об отдельных качествах дает и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных эле­ментов в тот или иной образ, и содержание самого образа.

Инструментом теста является набор из 10 карточек с сим­метричными пятнами разных цветов неопределенной формы. При предъявлении каждого пятна испытуемому предлагается ответить на вопрос: "Что это такое и на что это похоже?"

Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определен­ный предмет, образ или картину, которые в дальнейшем рассмат­риваются как проекции отдельных качеств его личности.

Предполагается, что в создании такого образа или развер­нутой картины участвует ряд психических актов и тех психи­ческих особенностей человека, которые несут на себе наибо­лее яркую печать индивидуальности. В первую очередь это из­бирательность восприятия, особенности протекания ассоциа­тивных процессов и особенности установки. Так, М.Рапопорт

считает, что с момента предъявления пятна и до создания образа возникает связанная цепь процессов. Прежде всего сама неопре­деленность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь час­тично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяют­ся в сложные образы. Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего создаются закончен­ные, логические обоснованные картины.

Это основная схема теста Роршаха, которая отличает его от других проективных тестов по системе и структуре в проекции. По характеру же проекции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, независимым от внешних влияний. Пред­полагается, что неопределенность и бесформенность пятна (не­конструированный раздражитель) исключает внешнюю объек­тивную направленность ассоциаций, проводящих к созданию образа — картины. Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно за счет субъективных фак­торов. Именно ради сохранения чистоты показателей при прове­дении опыта по тесту Роршаха экспериментатору категорически запрещается задавать наводящие или дополнительные вопросы, а также выражать наводящие или дополнительные вопросы, а так­же выражать свое отношение к только что высказанному сужде­нию испытуемого.

В связи с этим в отличие, например, от ТАТ, где личность диагностируется на основе реакции на достаточно определенные раздражители (ситуативные картинки), тест Роршаха дает боль­шой простор для независимого продуцирования и свободной про­екции личности.

Тест Роршаха служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятель­ности в условиях ненаправленного ассоциирования.

Материал, получаемый по тесту Роршаха, оценивается пос­ледовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия,

оценки по содержанию — на анализе материала конкретных

ассоциаций.

Принцип раздельных оценок играет существенную роль при диагностике личности, поскольку за каждый из них стоит различ­ный механизм, формирующий ответ. Поэтому один и тот же ответ должен последовательно оценен и с формальной, и с содержа­тельной стороны.

По формальным оценкам ответы испытуемых отражают одну из следующих особенностей организации восприятия:

а) особенности оперирования и ориентировки в простран­стве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом — только его часть);

б) избирательность реакций (например, исключительно силь­ная реакция на цвет или преимущественно на цвет);

в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы);

г) статичность или динамичность или неподвижны, или в картинах усматривается движение).

Оценки по содержанию входят в одну из четырех катего­рий — люди, животные, предметы и фантастические образы — и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превалиру­ющих представлений и понятий складывается один из типичных образов. Отдельные связи между категориями ответов и их диаг­ностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приведенные ниже таблицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: