История культуры времен Августина Аврелия

Введение

Культура существует в истории и, следовательно, не может быть рассмотрена вне исторического измерения. История, в свою очередь, реализуется в тех или иных культурных формах. Пристальный взгляд на историю, в конечном счете, всегда нацелен на постижение тайны человеческого бытия и культуры. Чтобы понять культуру, необходимо осмыслить историю в ее целостности. Вопрос о культурном смысле истории, о ее истоках и целях, о логике культурно-исторического процесса оказывается, таким образом, принципиальным вопросом культурологии, вопросом, не теряющим свою актуальность на протяжении столетий.

Целью данной работы является изчучение философских взглядов крупнейшего средневекового философа, виднейшего представителя западных "отцов церкви", который оказал большое влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья и был родоначальником христианской философии истории ("О граде Божьем"), развил учение о предопределении и был автором великих призведений, среди которых "Против академиков", "О блаженной жизни", "О бессмертии души", "Об учителе", "О свободе воли" и могил других – Авгумтине Аврелии.

Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть особенности истории культуры времен Августина Аврелия;

- изучить биография Августина Аврелия;

- исследовать философские взгляды Августина Аврелия;

- проанализировать основные содержание выдающихся трудов Августина Аврелия.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

История культуры времен Августина Аврелия

Интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный феномен восходят к глубокой древности. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, т.е. воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от "некультурных" варваров. В то же время у софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению, - изменчивому, произвольному. Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа.

В позднеримскую эпоху зародился, а в средние века получил распространение иной комплекс значений: усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, как устранение греха и приближение к божественному замыслу. В то же время возникает позитивное отношение к ценностям городской социальной жизни, что знаменовало собой движение в направлении к возникшему позднее понятию цивилизации [10, с. 123].

Формально-хронологически жизнь и творчество Августина, как и многих других «отцов церкви», лежит за границами Средневековья, в пределах позднеримской цивилизации. Но по сути, писания «отцов церкви» – подлинный исток средневековой культуры.

Раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира. На политической карте Европы в этот период преобладали варварские и раннефеодальные королевства, а в идеологии наблюдалось полное господство христианской религии, которая оказывала решающее воздействие на все стороны общественной и личной жизни. Это в полной мере относится и к произведениям материальной культуры [10, с. 124].

В эпоху раннего средневековья в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение [7, с. 231].

Для юго-восточной части Европы, входившей в состав Восточной Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначала наиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе с греческого -«царский дом») - здания удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части - алтарем (апсидой). Бывшие в Древнем Риме преимущественно общественными зданиями, теперь они превратились в базиликальные храмы. Затем стали приобретать все большее значение здания с центрическим планом - крестово-купольные храмы. В таких храмах купол, опиравшийся на четыре столба, находился на перекрытии нефов.

Новым архитектурным формам соответствовало и новой внутреннее убранство церквей, включая мозаики, фрески, предметы богослужения, составлявшие в целом определенное художественное единство. Византийская живопись постепенно приобрела символический характер, в ней усилились элементы стилизации и аскетизма, а сама техника изображения подчинялась строгим правилам [7, с. 232].

В зодчестве центральной части Европы также сказывались античные и византийские каноны, но проявлялась и своя специфика. В еще большей мере это относилось к зодчеству Северной Европы.

В Список объектов Всемирного наследия входят 17 памятников эпохи раннего средневековья, которые расположены в 12 странах.

Начало зарождения философии - Римская империя в I-V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в V-ХIII вв. н.э. (в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи возрождения). Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.

Основные черты философских взглядов данного периода [7, с. 234]:

1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования – Бог)

2. Задача философии – это интерпретация Священного писания («философия – служанка богословия»).

3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигается на второй план

4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной

стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.

Основные этапы средневековой философии [7, с. 240]:

1. патристика («патер» - отец, имеются в виду отцы Церкви) 1- У111 вв. (Василий Великий, Августин Блаженный, ГригорийНисский, Тертуллиан, Ориген и др.). Задача – разработка основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях на античных философов – прежде всего Платона и Аристотеля.

2. схоластика («схолэ» - учеба) Х-Х1У вв. (И.Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийскй). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируются.

Схоластика означает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно влияние Аристотеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: