Эпиграфика вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи на различных вещественных памятниках (на архитектурных сооружениях, статуях, одежде, коврах, утвари, знаменах и т. п.). По своему характеру эпиграфика весьма близка к нумизматике, изучающей медали и монеты, на которых также встречаются надписи, и к палеографии, изучающей письменные источники, как со стороны их материала, так и письма. При установлении даты возникновения отдельных надписей эпиграфика, главным образом, пользуется выводами палеографии, если только надпись относится к эпохе, от которой сохранились другие письменные источники.
Значение эпиграфики для историка более отдаленных столетий — громадно. История Ассирии, Вавилонии и Египта изучается, главным образом, по клинописным и иероглифическим надписям. Не менее важное значение имеют надписи и при изучении истории древней Греции, Рима, средневековья, Востока и т. д. В этих областях истории надписи сообщают ряд фактов, о которых нет известий в письменных источниках. Но особенно большое значение имеют надписи на зданиях, памятниках, крепостях, могилах, знаменах и т. п. при определении хронологических дат отдельных событий, при установлении действовавших в истории отдельных местностей и народов лиц, при определении времени и обстоятельств создания тех или других вещественных памятников.
Основные задачи эпиграфики: установление подлинности надписи (а также вещественного памятника, на котором существует надпись), чтение надписи и воспроизведение надписи в целях научной публикации ее и проверки текста другими учеными, которые не могут сами осмотреть надпись.
Подлинность памятника и надписи на нем устанавливается путем изучения материала памятника, шрифта надписи и выяснение соответствия текста надписи грамматическим (орфографическим и синтаксическим) правилам и лексическим особенностям языка той
эпохи, в которой, якобы, была сделана надпись. Иногда надписи подделываются настолько умело, что только по какой-либо незначительной детали, после больших трудов, удается установить подделку. Но могут быть надписи, написанные неграмотно (как в настоящее время многие знамена и вывески) и поэтому орфографические и др. ошибки не всегда указывают на подделку; наоборот, иногда очень тщательное выполнение подделывателем всех требований палеографии и истории языка наводит исследователя на мысль о подделке.
Для чтения надписей необходимо знать хорошо историю и палеографию языка, на котором имеется надпись. Знание истории языка необходимо потому, что смысл слова мог измениться и не быть во время возникновения надписи тем, чем является в настоящее время; другие же слова и обороты речи могли совсем выйти из употребления.
Надписи воспроизводятся в настоящее время посредством фотографии (на коврах, знаменах, статуях, стенах и т. п.). Если же фотографирование невозможно или дает неясный снимок, то употребляются следующие способы воспроизведения надписи: 1) оттиск на свинцовой бумаге (на станиоле) путем наложения свинцовой бумаги на надпись и нажатия на бумагу; при вырезной надписи отражение последней остается на бумаге, с которой, однако, необходимо после этого обращаться крайне осторожно, хранить ее в вате в особом ящике, так как нажатие уничтожит оттиск на станиоле; 2) натирание оттиска на шведской пропускной бумаге, которая накладывается на хорошо промытый и смоченный водой камень с надписью; бумага твердой щеткой плотно прибивается к надписи, а когда бумага просохнет, ее пропитывают белым лаком, чтобы буквы на бумаге не сгладились; 3) натирание оттиска на сухой, тонкой, гладкой бумаге цветным порошком (графитом и др.); при натирании бумага входит в углубления, а выступы на камне- мраморе и т. п, очеркиваются цветным порошком на бумаге; 4) если надпись небольшая, то можно снимать кальку на тонкую бумагу помощью штриховки карандашем; 5) если шрифт не выделяется в поверхности памятника (мозаика и т. п.), то надпись воспроизводится прорисью, т. е. надпись обрисовывается на прозрачной бумаге или кальке карандашем; б) если надпись имеется на горизонтальной поверхности (на полу, могильной плите и т. п.), то можно произвести гипсовый снимок с надписи; камень очищают от грязи, смазывают слоем постного масла с растертым мылом и накладывают на него алебастр, разведенный до густоты сливок; слой гипса через некоторое время высохнет и получается слепок — негатив, в котором, таким же образом, можно приготовить гипсовый слепок-позитив.
С надписями историк встречается на каждом шагу. Поэтому, думаю, приведенные мною no A. M. Большакову способы воспроизведения надписей будут не бесполезными.
ЛИТЕРАТУРА:
И. С. Ланской. О способах механического воспроизведения надписей. „Вестник Археологии и Истории”, вып. 8, 1892 г. А. Большаков Вспомогательные исторические дисциплины. 1924 г. W. Larfeld. Handbuch der griechischen. Epigraphik. 1902–1907 г. г. С. М. Kaufmann. Handbuch der altchristlichen Eptgraphik. 1907 г. R. Cagnal. Cours lъepigraphie latine. 1914 г.