Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс. 89:3)

но в таком случае отрицание должно было бы стоять непосредственно перед этим словом. См.: Philip Hughes, A Commentary on the Epistle to the Hebrews (Grand Rapids: Eerdmans, 1977), pp. 443—452. (Если сказать более кратко, то проблема состоит в том, как следует переводить выражение μή кк φαινομένων— «не из видимого» или «из невидимого»? — Примеч. пер.)

4 См.: С. Е. В. Cranfield, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans, ICC, vol. 1 (Edinburgh: Τ. & T. Clark, 1975), p. 244: греч. ov в значении следствия.

Этот факт напоминает нам, что Бог правит всем миром и ничему в творе-нии не следует поклоняться вместо Бога или вместе с Ним (в дополнение к Нему). Однако если бы мы отрицали творение из ничего, то нам пришлось бы сказать, что некая материя существовала всегда и что она так же вечна, как и Бог. Такое представление противоречило бы независимости Бога, Его едино-державию и тому факту, что поклоняться следует Ему одному (если бы мате-рия существовала отдельно от Бога, то какое внутреннее право Он имел бы властвовать над ней и использовать ее для Своей славы? И как мы могли бы быть уверены, что каждая частичка мироздания в конечном счете исполняет Божьи цели, если бы что-то в мире не было сотворено Богом?).

Позитивная сторона того факта, что Бог сотворил мир из ничего, заклю-чается в осмысленности и наличии цели в творении. Бог, в Своей мудрости, сотворил мир для чего-то. Мы должны стараться понять эту цель и исполь-зовать творение так, чтобы оно соответствовало этой цели, т. е. прославле-нию самого Бога5. Кроме того, когда творение доставляет нам радость (ср.: 1 Тим. 6:17), мы должны благодарить Бога, Который сотворил все.

2. Сотворение духовного мира. Это творение всего мира включает в себя также сферу невидимой, духовной сферы существования. Помимо животных и человека Бог сотворил ангелов и других небесных существ. Он также сотво-рил небо как то место, где Его присутствие явлено особым образом. Сотворе-ние сферы невидимого, безусловно, подразумевается во всех вышеприведен-ных стихах, в которых говорится, что Бог сотворил не только землю, но и «небо и все, что на нем» (Отк. 10:6; ср.: Деян. 4:24), но особенно четко об этом сказа-но в ряде других стихов. В молитве Ездры ясно говорится: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняют-ся» (Неем. 9:6). Судя по всему, слова «небесные воинства» в этом стихе озна-чают ангелов или других небесных существ, поскольку Ездра говорит, что они поклоняются Богу (слово «воинство» употреблено в отношении ангелов, по-клоняющихся Богу, также в Пс. 102:21 и 148:2)6.

5 О цели творения см. ниже, подраздел В (с. 294, 295).

6 Слою, переведенное как «воинство» (евр.צבא), иногда употребляется для обозна-чения планет и звезд (Втор. 4:19; Ис. 34:4; 40:26). (Читателям русского синодального пе-ревода хорошо знакома форма множественного числа этого слова — צבאות, — которая, с учетом греческой традиции Септуагинты, транслитерируется как «Саваоф», т. е. букв.: «[Господь] воинств». — Примеч. пер.) Но ни в одном из примеров, приведенных в BDB, р. 839 (1.с), речь не идет о поклонении звезд Богу и чаще говорится о небесных телах как о «воинстве небесном», которому неразумно поклоняются язычники (Втор. 17:3; 4 Цар. 17:16; 21:3; Иер. 8:2 и др.).

В Новом Завете Павел конкретно говорит, что во Христе «создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, престолы ли, господства ли, началь-ства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16; ср.: Пс. 148:2—5). Здесь также ясно говорится о творении невидимых небесных существ.

3. Непосредственное творение Адама и Евы. Библия также учит нас, что Бог сотворил Адама и Еву особым, личным образом. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). После этого Бог создал Еву из тела Адама: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал 1Ъсподь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:21,22). Судя по всему, Бог дал Адаму знать нечто о происходящем, так как Адам сказал:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: