процессс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.
Социальная желательность
(от лат. socialis – общественный) – эффект деформации самоотчетов, психических реакций в ситуации оценки со стороны (тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение и т.д.) под влиянием порой неосознаваемых установок показать себя в социально благоприятном аспекте. Есть методики, диагностирующие степень с.ж.
Социальная психика
психические явления, возникающие в процессе непосредственного взаимодействия людей.
Социальная психология
отрасль науки, возникшая в результате бурного развития психологии, социологии и ряда других наук, исследует социально детерминированные явления в развитии психики личности, групп, общностей людей; в узком смысле слова исследует психические явления, возникающие в группах людей, различных социальных общностях – класс, нация, социальная группа и др.
|
|
Социально-психический климат
содержательная характеристика межличностных отношений в группах, коллективах.
Социограмма
графическое отображение результатов социометрии. При составлении социограмм используются следующие условные обозначения:
о -------> о
А выбрал Б – односторонний выбор (симпатия)
А
Б
о – – -> о
А отверг Б – одностороннее отвержение
А
Б
(антипатия)
– – ->
о
<– -
ситуация взаимного отвержения
А
Б
-------->
о
о
ситуация взаимного выбора, взаимной
<---------
симпатии
А
Б
Социометрический критерий
ценностное суждение, моделирующее тот или иной вид деятельности и позволяющее более определенно выразить симпатии и антипатии личности к окружающим при социометрическом опросе. Пример с.к.: "С кем бы из товарищей по учебе Вы хотели бы в дальнейшем вместе работать?"
Социометрия
социально-психологический метод, позволяющий с определенной степенью достоверности определить структуру и характер отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов. Разработан Дж. Морено.
Социометрия
(от лат. societas – общество и metreo – измеряю) – метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позволяющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.