Психологический комментарий. В ходе работы больших «малых» групп педагогу легче контролировать ситуа­цию, так как таких групп формируется

В ходе работы больших «малых» групп педагогу легче контролировать ситуа­цию, так как таких групп формируется, как правило, 3-4 (очень редко, если группа на­считывает 40 человек). Поэтому многие педа­гоги, ведущие тренинг, предпочитают чаще использовать эту тренинговую форму. Дейст­вительно, она дает достаточно хороший эффект, но не стоит с нее начинать тренинговые занятия.

Непосредственно во время работы боль­ших «малых» групп педагогу следует обратить внимание, удается ли в каждой группе высту­пать всем ее членам. Прислушиваются ли ре­бята к мнению тихих и молчаливых участни­ков, дают ли им возможность высказаться? Для осуществления такого контроля педагогу удобнее всего занять позицию в центре клас­са, на равном расстоянии от всех малых групп и следить (не вмешиваясь без особой необхо­димости) за работой всех восьмерок.

Там, где часто и много говорят лишь отде­льные участники, естественно, требуется по­мощь тренера. Нужно тактично напомнить, что все участники имеют право голоса, явля­ются равноправными «членами данной фрак­ции». Можно, например, попросить лидеров предоставить им слово, но не стоит настаи­вать на своем мнении. Окончательное реше­ние должно быть за самой малой группой.

Если в малой группе разгорается слишком бурная дискуссия, также следует вмешаться, остудить эмоциональный накал страстей, на­пример, попросив ребят этой группы закрыть глаза и помолчать 30 секунд, думая при этом: «А все ли я правильно делаю? Тактичен ли я по отношению к другим?» Через 30 секунд груп­па снова может продолжить свою работу.

Пример тренинга в форме большой «ма­лой» группы под названием «Эсперанто».

«Вы, наверное, слышали, что уже более 100 лет существует искусственный международ­ный язык эсперанто. Во многих странах рабо­тают клубы эсперантистов, издается литерату­ра на этом языке, проводятся международные встречи и т. п.

Примечание. Клубы эсперантистов есть и во многих городах России, уз­найте, может быть, он есть и в вашем родном городе.

А почему бы вам не попробовать создать свой проект нового планетарного языка, на котором смогут разговаривать все жители Земли? Конечно, 5 минут мало, чтобы разра­ботать очень подробные правила нового язы­ка, но подумайте хотя бы над некоторыми из них. Если получится, то вы можете сказать од­ну или две фразы на вашем новом языке, представляя его всему классу. Не забудьте о названии своего языка.

На втором этапе - подумайте и о тех преи­муществах, которые даст ваш новый язык всем людям, то есть напишите обоснование необходимости его разработки и внедрения. Представляя свой проект, вы должны сказать и об этом. Время на второй этап - также 5 ми­нут».

Рекомендации ведущему. Тренеру целесообразно вместе с ребятами со­ставить обобщенный список преиму­ществ использования планетарного языка, включая в него те предложения, которые сформулировали малые группы.

5. «Карусель». (Общая работа в два круга)

Основная задача этой формы тренинговой работы - формирование коммуникативных навыков в принудительно-добровольном ре­жиме, когда участнику приходится вступать в информационный контакт с партнером по сигналу ведущего тренера.

Для организации этой формы приходится,

как правило, сдвигать столы, расставляя их вдоль стен, чтобы освободить центр класса (помещения). Безусловно, это довольно хло­потно, требует определенного времени и уси­лий. Но после того как ребята поймут, что от них требуется, эта процедура занимает со­всем незначительное время.

Группа встает в два круга, и педагог объяс­няет основные игровые роли, которые будут по очереди играть участники. Первая группо­вая роль - у участников, стоящих во внутрен­нем круге спиной к центру круга. Их задача -убедить своего партнера в том, что соответст­вует заданной роли. Но чтобы убедить в этом своего партнера, нужны не только слова, но и аргументы, конкретные факты, например, из жизни родного города или предприятия, где работают родители, из жизни родной школы и т. п.

Вторую групповую роль играют (также од­новременно) те участники, которые стоят во внешнем круге лицом к центру, напротив своего партнера. Их задача, отвечая на все до­воды и аргументы партнеров, стоящих во внутреннем круге,, отстоять свою точку зре­ния. Нужно убедить в этом своего партнера. Им также нужны определенные доводы, что­бы их могли выслушать, если эти аргументы будут убедительными.

Время на один диалог со своим партне­ром - 1-2 минуты. Затем по сигналу ведущего тренера все участники, стоящие во внешнем круге, делают один-два шага вправо и оказы­ваются перед новым партнером. Снова отво­дится 2 минуты для очередного диалога и т. д.

Упражнения в режиме «карусели» можно проводить и сидя, т. е. учащиеся садятся на стулья, расположенные так же в два круга. В этом случае по сигналу педагога ребята, си­дящие на стульях, образующих внешний круг,

одновременно встают и пересаживаются на стул, стоящий справа, и начинается новый этап работы.

В качестве примера этого тренинга рас­смотрим упражнение «На приеме у мэра го­рода».

Во время этого упражнения внутренний круг играет роль мэра города, а внешний круг - роль директора школы, которому нуж­но срочно решить вопрос о ремонте здания школы. Каждой группе участников дается ин­формация, настраивающая ее на ролевое об­щение во время тренинга. Первая половина группы получает следующую вводную: «Пред­ставьте себе такую ситуацию: скоро новый учебный год, дети придут в школу, а вы до сих пор не можете завершить ремонт здания. Не хватает средств, рабочих и прочее. Что де­лать? Вы уже несколько раз обращались в Управление образования. Там вас поддержа­ли, но объяснили, что решение вопроса во многом зависит от непосредственного вме­шательства мэра города. И вот вы решились записаться на прием. И вам ответили, что мэр вас принимает. Итак, вы входите в кабинет и видите мэра».

Вторая группа играет роль мэра. Хотя и для нее можно сформулировать ролевую установ­ку, например: вам нужно вежливо отказать, со­славшись на отсутствие резерва денег до на­чала следующего года.

Рекомендации ведущему. Учащим­ся следует напомнить, что во время диалога нужно уважать мнение парт­нера, внимательно выслушивать его аргумен­ты, но в то же время и самому нужно высказа­ться. Для этого нужно, тактично остановив. партнера, привести свои доводы и аргументы.

Чередование ролей, которые исполняют во время диалогов ребята, может быть и другим. Например, три перехода подряд внутренний круг играет роль мэра города, а внешний круг - посетителя. Причем роль остается одна и та же для того, чтобы участники могли во время диалога с новым партнером использо­вать дополнительные аргументы в защиту своей позиции, находить другие интонации или в целом по-другому построить свой диа­лог, попробовать иную тактику убеждения.

Для этого они несколько раз подряд дол­жны сыграть одну и ту же роль перед новым человеком. Времени на диалог отводится при­мерно 2-2,5 минуты, но если тренер видит, что участники с увлечением работают в за­данных ролях, то можно увеличить время хо­тя бы еще на 1-1,5 минуты.

Приведем несколько ролевых заданий, ко­торые формулирует тренер после каждого пе­рехода участников:

Внутренний круг - роль профсоюзного лидера крупнейшего завода города, где реше­но проводить забастовку, внешний круг -роль мэра;

Внутренний круг - роль мэра, внешний круг - роль посетителя, которому нужно ре­шить вопрос об улучшении жилищных усло­вий его семьи;

Внутренний круг - роль прокурора города, у которого есть заявление от граждан о нару­шении закона служащими мэрии, внешний круг - роль мэра;

Внутренний круг - роль мэра, внешний круг - роль беженца из другой республики, которому негде жить и работать, совсем нет средств, чтобы содержать себя и свою семью;

Внутренний круг - роль депутата город­ского Совета, которому его избиратели пору-

чили решить вопрос об улучшении экологи­ческой обстановки в их районе, внешний крут - роль мэра;

Внутренний круг - роль мэра, внешний круг - роль руководителя политической пар­тии, правление которой решило провести ми­тинг в центре города, но для этого нужно раз­решение мэрии.

Наиболее оптимальная позиция педагога во время работы «карусели» - в центре круга. Здесь хорошо видно все происходящее, в лю­бой момент тренер может подключиться к об­суждению ситуации одной из пар, помочь тем, кто никак не может начать свой диалог, и т.п.

После дискуссии нужно обсудить содержа­ние тех аргументов, которые приводились ре­бятами, играющими роль сторонников ре­форм, и тех доводов, которые приводились сомневающимися.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: