Эта форма работы дает прекрасную возможность отработать коммуникативные навыки - вступления в контакт и выхода из него. За 10-15 минут этого тренинга ребята успевают по 5-6 раз сменить партнера, и каждый раз им приходится приветствовать нового человека, а после диалога прощаться с ним.
Во время этого упражнения целесообразно менять игровые роли не чаще, чем через две смены партнеров. Это нужно для того, чтобы ребята могли найти дополнительные, более убедительные аргументы в пользу своей позиции, так как за один диалог они, как правило, не успевают сориентироваться, «войти в роль». Поэтому, когда появляется возможность
еще раз сыграть эту же роль, ученик с большей активностью включается в диалог.
Но в то же время, если слишком долго приходится играть одну и ту же роль, ученику это может надоесть. Поэтому нужно периодически менять роли, например, через три смены партнера сторонники реформ становятся людьми, сомневающимися в их необходимости. Ребятам приходится мыслить диаметрально противоположно, то есть отстаивать позицию, которую они только что опровергали. Но это вносит особый интерес и оживление в работу.
|
|
Общая продолжительность этой работы зависит от настроя и интереса группы. Если. участникам понравилось и они с удовольствием вступают в дискуссию с очередным партнером, то можно провести 6-8 диалогов. Если же участники не смогли глубоко включиться в роль, найти факты и аргументы для обсуждения, то можно ограничиться и 2-3 сменами партнеров.
Может быть, придется одно-два занятия в режиме «карусели» в большей части посвятить именно формированию навыка приветствия, не стоит жалеть на это времени. Зато в последующем многие проблемы, связанные с установлением контактов, будут решаться у ребят значительно проще, а значит, и тренинги будут эффективнее. Точно такое же внимание следует уделять и выходу из контакта, окончанию диалога, специально работая над этой процедурой. Самым эффективным способом в данном случае является прямая демонстрация различных возможных вариантов начала и окончания диалога самим тренером. Или можно подготовить одну-две пары ребят и с их помощью продемонстрировать возможные варианты.
6. «Аквариум». (Активная работа части группы)
Эта форма тренинга помогает ведущему решать несколько организационных задач:
• дать возможность участникам увидеть со стороны своих сверстников, когда активно работающая часть группы демонстрирует различные стили общения, способы установления контакта, улаживания назревающего конфликта и т. п.;
• включить в занятие даже тех участников, у которых нет особого желания участвовать в предлагаемом упражнении. Они могут просто стесняться или бояться показать себя. Всем, кто не захотел участвовать в активном тренинге, можно поручить наблюдать и оценивать все происходящее, анализировать действия ребят и делать выводы для обсуждения, вести подсчет и определять победителей среди участников и т. д.
|
|
Для проведения упражнения в режиме «аквариум» тренер приглашает желающих выйти к доске или в центр класса (но в этом случае парты необходимо сдвинуть к стенам, чтобы в середине класса было свободное место). Эти участники получают конкретное задание и после ответов педагога на все возникшие вопросы начинают действовать в соответствии с полученной инструкцией.
Остальные ученики садятся таким образом, чтобы им было хорошо видно все происходящее у доски или в центре класса. Их основная задача - наблюдать за происходящим, чтобы потом во время обсуждения упражнения высказать свои впечатления, замечания, предложения.
Во время паузы, которую делает тренер для активно работающих участников, любой «на-
блюдатель» может перейти к активным действиям, получив разрешение ведущего.
Особенности этого тренинга рассмотрим на примере упражнения «Теледебаты претендентов».
В центр класса за отдельно стоящий стол приглашаются желающие выступить в роли претендентов на должность мэра города для участия в открытых телевизионных дебатах. Каждый претендент имеет возможность подготовить тезисы своего краткого выступления перед большой аудиторией «телезрителей», роль которых играют все остальные участники тренинга. «Телезрители» имеют возможность задавать любые вопросы тому или иному претенденту, используя телефон «горячей линии».
На первом этапе (примерно 3-4 минуты) претенденты готовятся к выступлению, набрасывая тезисы, собирая аргументы и т. п. «Телезрители» в это же время могут подумать над вопросами, которые они смогут задать претендентам.
На втором этапе (10-12 минут) проводятся сами «теледебаты», в ходе которых претенденты говорят по очереди о своих программах деятельности в должности мэра города, задают друг другу уточняющие вопросы. Затем претенденты отвечают на вопросы «телезрителей».
В конце дебатов проводится рейтинговое голосование, т. е. определение места каждого претендента. Его можно провести открытым голосованием простым большинством голосов «телезрителей».
Рекомендации ведущему. Если в группе окажется много желающих принять участие в теледебатах, следует поставить дополнительно один или два стола для этих участников.
Ведущий теледебатов (сам тренер) организует всю работу, предоставляя слово очередному претенденту или «телезрителю» для вопроса. Эту роль вполне может сыграть и один из участников тренинга, с которым нужно заранее обсудить процедуру дебатов. А затем вся работа организуется этим участником. Тренер вмешивается в случае необходимости помочь, когда, например, претенденты слишком бурно начинают спорить о достоинствах своих программ.
Целесообразно заранее подготовить претендентов из числа желающих участников, попросив их подготовить тезисы своих программ, основываясь на реальных нуждах и проблемах своего родного города (поселка, села). Такое конкретное содержание значительно оживляет тренинг, практически все «телезрители» включаются в обсуждение программ претендентов, возникает много острых вопросов, на которые претендентам приходится отвечать, причем не абстрактно, а с опорой на местный материал.