Этот способ выделения самой яркой индивидуальной черты психологически очень эффективен, так как, с одной стороны, стимулирует участников на активное восприятие других людей - ему нужно найти нечто особенное в человеке, а, с другой стороны, он сам получает интересную, запоминающуюся информацию, иногда очень неожиданную для себя.
Девиз»
Часто встречаются люди, которые не осознают, в чем их собственная сила.
Н. Энкельманн, немецкий психолог
«В прежние времена на воротах замка и на щите рыцаря писали девиз рода, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Сейчас мы подумаем над девизом каждого из нас. Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает (или будет отражать) его жизненное кредо, отношение к миру в целом, к окружающим людям, к себе.
На формулировку девиза вам дается 5 минут. Вы можете спокойно поработать, вспоминая известные вам девизы, изречения, высказывания, мудрые мысли и т. д. Затем вы по очереди зачитаете свои девизы другим членам тренинговой группы и в случае необходимости дадите необходимые пояснения».
|
|
Рекомендации ведущему. Включите музыку. Обратите внимание на тех, кто долго не может включиться в работ}'. Главное - идея и свобода самовыражения. Во время обсуждения работы участники вправе задавать друг другу вопросы и комментировать свои девизы.
В дальнейшем на занятиях напоминайте участникам о том, что у них есть свой девиз. Они могут в конце каждого занятия работать над его совершенствованием, делая его более четким, ясным и действительно отражающим жизненные установки каждого из них. Вполне возможно после обсуждения индивидуальных девизов участников сформулировать девиз группы, зафиксировав на нем принципы взаимоотношений и взаимодействия.
Возможный вариант проведения данного упражнения - «Мой герб».
«Был в старину обычай - изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб, в образе которого выражали руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы сейчас нарисуем предполагаемый герб каждого из нас. В нем нужно отразить ваше жизненное кредо, отношение к себе, к людям, к миру в целом. На рисунок герба дается 7 минут. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать, начинайте, и у вас обязательно получится.
После завершения рисунков мы организуем их выставку. Каждый из ваших рисунков получит свой номер. Рисунки раскладываются так, чтобы их было видно, и все будут ходить, смотреть на них, пытаясь угадать, чей это герб. Свои догадки нужно фиксировать на бумаге, записывая номер герба и имя участника, которому, по вашему мнению, принадлежит герб. Затем мы соберемся в большой круг и обменяемся мнениями. Даже подведем итог, определив самого проницательного участника, т. е. того, кто правильно назвал больше всех авторов герба».
|
|
Для этого упражнения нужно приготовить бумагу, карандаши, фломастеры и место для рисования. Включите музыку. Обратите внимание на тех, кто боится начать рисунок, подскажите им, пусть изобразят просто схему, контур условными знаками. Главное в рисунке -идея. Во время выставки и обсуждения ее результатов участники вправе задавать друт другу вопросы и комментировать свои рисунки.
В дальнейшем на занятиях напоминайте участникам о том, что у них есть свой герб.
Они могут в конце каждого занятия работать над его совершенствованием, делая его более четким, ясным и действительно отражающим жизненные установки каждого из них. Вполне возможно после обсуждения индивидуальных гербов участников оформить герб группы, зафиксировав на нем принципы взаимоотношений и взаимодействия.