Если кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня. Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель
«На прошлом занятии мы с вами уже работали в парах, определяя, чем вы похожи друг на друга. Теперь нужно снова сесть рядом с прежним собеседником. Попытайтесь вспомнить, что же вас объединяет? О чем вы писали в прошлый раз? Если за время, прошедшее после последнего занятия, у вас появились еще какие-то дополнительные соображения о том, что вас может объединять, чем вы похожи друг на друга, поделитесь этим со своим партнером. На это отводится 2-3 минуты. А теперь возьмите новый лист бумаги и напишите название «Наши различия».
Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Он похож на вас. Вы только что об этом говорили. Но он чем-то и отличается от вас. Что это? Другой тип темперамента? Иные привычки и взгляды на жизнь? Наверное, вы видите очень много различий. И это естественно, ведь он - другой. Подумайте о том, чем вы различаетесь, в чем вы разные? Только нельзя об этом спрашивать вашего партнера. В течение 4-5 мин. вы будете молча работать, заполняя ваш листок, думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о различии, думая только о ком-то одном. При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических различиях. Они, разумеется, важны, но поразмышляйте больше о психологических характеристиках. В чем вы не похожи друг на друга? Один общительный, а другой замкнутый? Один очень принципиален, а второй мягок и уступчив во всем?
Рекомендуется следующий стиль для ваших записей:
• ты более общителен (общительна), чем я;
• ты более тактичен (тактична), чем я;
• ты менее принципиален (принципиальна), чем я;
• ты менее уступчив(а) в разговоре, чем я;
После того как вы закончите перечисление различий, передайте списки друг другу, для того чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал ваш партнер. Если вы согласны с его записью, то она остается в списке, если нет, вы просто вычеркиваете эту запись, тем самым давая понять, что партнер ошибся в своем утверждении. После такого взаимного анализа вы можете обсудить результаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи.
Рекомендации ведущему. Во время этого упражнения вы должны внимательно следить за тем, чтобы участники не общались между собой на первом этапе. На время работы целесообразно включить легкую музыку. После окончания этюда следует провести группой общее обсуждение его результатов и ощущений участников, давая возможность высказаться всем.