Тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня» продолжает серию тренингов, начатых тренингами личностного роста и коммуникативных навыков. После этих занятий предлагается поработать над развитием лидерских качеств. Желательно проводить тренинги именно в этой последовательности, но вполне возможно проведение занятий данного тренинга без предварительных тренингов личностного роста и коммуникативных умений. Этот тренинг более жесткий, требующий больших усилий со стороны участников, поэтому отбор членов группы должен быть тщательным.
Описание разработок тренинга личностных качеств начнем со сравнения понятий «менеджер» и «лидер». Эти понятия не идентичны. Главное качество лидера - четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаний или не видится вовсе. Основное же качество менеджера, управляющего - эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную лидером цель. Но это не означает, что лидер не может быть менеджером, то есть выполнять его функции, так же как и менеджер вполне может совмещать свои основные функции с ролью лидера того коллектива, группы, которыми он руководит и ведет к поставленной цели.
|
|
В специальной литературе имеются различные точки зрения на структуру личности • лидера. Это сложнейшее многомерное образование, состоящее из различных, но взаимосвязанных элементов. Для удобства работы с этим понятием сгруппируем личностные характеристики лидера в шесть блоков:
• представления лидера о себе;
• потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера;
• система важнейших убеждений;
• стиль принятия решений;
• стиль межличностных отношений;
• устойчивость к стрессу.
Остановимся еще на «Я - концепции» лидера, которая поможет организовать проведение тренинговых занятий. Американские психологи Д. Оффер и Ч. Строзаер включают в образ «Я» лидера шесть различных частей:
• Я - физическое;
• Я - семейное;
• Я - социальное;
• Я - психологическое;
• Я - сексуальное;
• Я - преодолевающее конфликты.
Физическое «Я» - это представления лидера о состоянии своего здоровья, физической силе и слабости. Лидер должен быть достаточно здоровым, чтобы болезни или недомогания не препятствовали его деятельности.
Семейное «Я» - это представления лидера о своих семейных отношениях и обязанностях, стиле отношений дома. У лидера должна быть опора в семье, чтобы он имел возможность хотя бы некоторое время отдыхать и расслабляться в домашней обстановке.
Социальное «Я» - это представления лидера о своих способностях к совместной деятельности с другими людьми. Лидер должен уметь вести переговоры, стимулировать свое окружение, использовать навыки работы с различными группами и другими лидерами.
|
|
Психологическое «Я» - это представления лидера о своем внутреннем мире, своих желаниях, страхах и т. д. Лидер должен понимать, что происходит с ним в те или иные моменты, в тех или иных ситуациях.
Сексуальное «Я» - это представления лидера о своих претензиях и возможностях в этой сфере. Лидер не должен иметь проблем, чтобы целиком отдаваться своему делу.
«Я», преодолевающее конфликты - это представления лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов и нахождению новых решений для старых проблем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы воспринимать проблему, и быть достаточно самоуверенным, чтобы приняться за ее решение и передать свою уверенность другим.
Ориентируясь на эту структуру лидера, мы и разрабатывали занятия и упражнения данного тренинга. В структуре каждого занятия есть возможность поработать с участниками сразу над несколькими характеристиками лидера. Любое занятие в определенной мере является и диагностическим, т. е. участник с помощью ведущего и самостоятельно, используя предложенные тесты и другие методики, может проверить себя, свою готовность выступать в качестве лидера, увидеть и прочувство- ^ вать как свои слабые, так и сильные стороны, наметить и выполнить конкретную программу дальнейшего самосовершенствования в данном направлении.