Психологический комментарий. Обсуждение и принятие правил на­страивает участников на предстоящую работу, помогает осознать, что предстоит бо­льшой и долгий путь

Обсуждение и принятие правил на­страивает участников на предстоящую работу, помогает осознать, что предстоит бо­льшой и долгий путь, не всегда приятный и легкий.

3. «Зачем я группе»

Человек - все равно, что кирпич: обжигаясь, он становится твердым.

Б. Шоу, писатель

В начале этого упражнения стулья стоят в центре комнаты по кругу. Количество стульев и участников должно быть одинаковым. Уча­стники стоят за пределами круга. Ведущий об­ращается к ним: «Для этого упражнения мне нужно несколько человек. Зачем и в чем будет состоять упражнение, я скажу позже. А теперь желающих прошу войти в круг и сесть на сту­лья». Кто сделал первый шаг (3-5 человек), во­шел в круг и сел на любой свободный стул, они получают максимальный балл - 5.

Все остальные участники должны по оче­реди доказать свою полезность группе. Для этого каждый, войдя в круг, должен ответить на вопрос: «Чем я могу быть полезен группе?» Участники, находящиеся в круге, оценивают ответ на вопрос, используя 5-балльную шкалу, простым большинством голосов. Тот, кто по­лучил 1-5 баллов, садится на любой свобод­ный стул, а кто - 0, имеет право повторить попытку. Если и со второй попытки у него не получилось, группа не увидела его «полезно», человек становится лишь кандидатом в члены группы и сидит за пределами общего круга. Он имеет право в любой момент (когда почувствует внутреннюю готовность) повто­рить попытку - войти в общий круг, ответив на тот же самый вопрос.

Система оценки: от О до 5 баллов. Все, по­лучившие от 1 до 5 баллов, сразу записывают свой результат в ведомость учета результатов работы.

Рекомендации ведущему. После этого и практически всех других упражнений и заданий вы начинаете работу в режиме рефлексии, т. е. осмысление того, что произошло, и позиций и действий каждого участника. Сначала вы сами задаете всей группе наводящие вопросы: «Что прои­зошло во время упражнения?», «Что помешало тебе сделать шаг первым?», «Почему ты не смог убедить группу в своей полезности?»

«В чем причина? Тебе не хватает слов, сме­лости, смущает присутствие кого-то из груп­пы, слишком пристальное внимание со сто­роны группы? Что еще? Если у тебя все полу­чилось, хорошо! Но что тебе помогло сделать первый шаг? Смог бы ты еще раз убедить группу? А в другой ситуации ты мог бы посту­пить так же? Какие аргументы ты еще можешь привести? Подумай».

Главное - настроить группу на постоян­ную работу по осмыслению происходящего на занятиях, на анализ ситуации, действий членов группы и своих собственных. «Поче­му? Как можно сделать более эффективно? Что мешает продуктивной работе?» В ходе групповой рефлексии нужно давать высказа­ться всем желающим участникам. Заставлять нельзя, торопить тоже не следует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: