Обсуждение и принятие правил настраивает участников на предстоящую работу, помогает осознать, что предстоит большой и долгий путь, не всегда приятный и легкий.
3. «Зачем я группе»
Человек - все равно, что кирпич: обжигаясь, он становится твердым.
Б. Шоу, писатель
В начале этого упражнения стулья стоят в центре комнаты по кругу. Количество стульев и участников должно быть одинаковым. Участники стоят за пределами круга. Ведущий обращается к ним: «Для этого упражнения мне нужно несколько человек. Зачем и в чем будет состоять упражнение, я скажу позже. А теперь желающих прошу войти в круг и сесть на стулья». Кто сделал первый шаг (3-5 человек), вошел в круг и сел на любой свободный стул, они получают максимальный балл - 5.
Все остальные участники должны по очереди доказать свою полезность группе. Для этого каждый, войдя в круг, должен ответить на вопрос: «Чем я могу быть полезен группе?» Участники, находящиеся в круге, оценивают ответ на вопрос, используя 5-балльную шкалу, простым большинством голосов. Тот, кто получил 1-5 баллов, садится на любой свободный стул, а кто - 0, имеет право повторить попытку. Если и со второй попытки у него не получилось, группа не увидела его «полезно», человек становится лишь кандидатом в члены группы и сидит за пределами общего круга. Он имеет право в любой момент (когда почувствует внутреннюю готовность) повторить попытку - войти в общий круг, ответив на тот же самый вопрос.
|
|
Система оценки: от О до 5 баллов. Все, получившие от 1 до 5 баллов, сразу записывают свой результат в ведомость учета результатов работы.
Рекомендации ведущему. После этого и практически всех других упражнений и заданий вы начинаете работу в режиме рефлексии, т. е. осмысление того, что произошло, и позиций и действий каждого участника. Сначала вы сами задаете всей группе наводящие вопросы: «Что произошло во время упражнения?», «Что помешало тебе сделать шаг первым?», «Почему ты не смог убедить группу в своей полезности?»
«В чем причина? Тебе не хватает слов, смелости, смущает присутствие кого-то из группы, слишком пристальное внимание со стороны группы? Что еще? Если у тебя все получилось, хорошо! Но что тебе помогло сделать первый шаг? Смог бы ты еще раз убедить группу? А в другой ситуации ты мог бы поступить так же? Какие аргументы ты еще можешь привести? Подумай».
Главное - настроить группу на постоянную работу по осмыслению происходящего на занятиях, на анализ ситуации, действий членов группы и своих собственных. «Почему? Как можно сделать более эффективно? Что мешает продуктивной работе?» В ходе групповой рефлексии нужно давать высказаться всем желающим участникам. Заставлять нельзя, торопить тоже не следует.